Вышивальные швы разнообразны, а сочетая несколько швов в одной работе можно добиться фантастических результатов!
Вышивальные швы: материалы и инструменты для работы
Как выполнить вышивальные швы своими руками? Прежде всего, Вам необходимо определится с типом ниток. Если Вы собрались вышивать по готовой схеме, в инструкции к ней Вы найдете указания о необходимом типе ниток, их цвете и количестве.
Чаще всего вышивку выполняют нитками «мулине» — это качественные хлопковые нитки, скрученные из 6 тонких волокон. В зависимости от желаемой плотности вышивки отделяют одно или два волокна и вставляют в иглу в одно или два сложения.
Цветовая палитра мулине насчитывает сотни цветов. Эти нитки производятся большим количеством фирм и у каждой из них принята своя маркировка оттенков. Готовые схемы для вышивок обычно содержат раскладку цветов для ниток одной из популярных фирм. Существуют таблицы перевода цветов мулине, для замены ниток одной фирмы нитками другой.
Кроме того, существует множество специальных ниток для вышивки с разнообразными эффектами: перламутр, блестящий люрекс и другие.
Итак, давайте рассмотрим различные вышивальные швы!
Начало и окончание вышивки
Первый способ начала вышивки
Завяжите узел на конце нити.
Вставьте иглу в ткань с лицевой стороны, отступив несколько сантиметров от места начала вышивки в ту сторону, куда будете вышивать. Протяните нитку и выведите иглу на лицевую сторону в точке начала шва.
Прошейте несколько стежков, прихватывая с изнанки нитку к узелку.
Срежьте нитку от узла близко к стежкам, остаток вытащите за узел.
Второй способ начала вышивки
Этот способ можно использовать, если Вы вышиваете нитью в два сложения.
Сложите нить пополам, так чтобы с одной стороны образовалась петля. Второй конец вденьте в иглу.
Вставьте иглу с изнаночной стороны ткани, сделайте небольшой стежок и снова выведите иглу на изнаночную сторону. Не вытягивайте нить полностью, оставьте петельку.
Проденьте иглу в петельку и затяните. Нить закреплена!
Окончание вышивки
Проведите иглу с изнаночной стороны через несколько ближайших стежков и обрежьте нить.
Шов «Назад иголку»
Шов выполняется справа налево.
Выведите иглу, отступив влево от начала шва 3 мм (длина стежка). Вставьте иглу в начало шва и выведите на лицевую сторону на 3 мм левее предыдущего входа.
Вытащите иглу и нить.
Повторите для следующего стежка.
Шов «Тамбурный»
Выведите иглу на лицевую сторону в точке начала шва. Снова введите иглу в то же отверстие, а затем выведите, отступив необходимое расстоянии (длину стежка-петельки).
Протяните иглу с ниткой через ткань и затяните петельку.
Выполняйте следующие стежки точно так же.
Шов «Крест» («Крестик»)
Сначала вышивайте одну диагональ всех крестиков в ряду.
В конце ряда делайте стежки в обратном направлении, «закрывая» каждый крестик.
Во всех последующих рядах последовательность диагоналей должна быть той же: верхние стежки все должны быть наклонены в одну сторону.
Для более достижения плавной линии вышивки используют «полукрест».
Одну из диагоналей (в соответствии с рисунком) вышивают полным стежком, а вторую только до середины крестика.
Шов «Ёлочка»
Шов выполняется справа налево. Ориентируйтесь на 4 горизонтальных линии (при необходимости можно прочертить их специальным маркером для ткани).
Шов «Полупетельки вприкреп»
Шов выполняется слева направо.
Выведите иглу в точке начала шва на лицевой стороне ткани. Введите иглу в ткань отступив на ширину петельки и выведите в точке, расположенной на несколько миллиметров ниже середины петельки. Нитку удерживайте под кончиком иголки.
Затяните нитку и вколите снова в ту же точку, но под ниткой петельки, фиксируя её.
Выведите иголку на лицевую сторону, отступив от края первой петли желаемое расстояние, и повторите следующую петлю тем же способом.
Шов «Французский узелок»
Выведите иголку в точке узелка. Туго натяните нитку и, направив кончик иглы вниз, намотайте нить на иглу (1-3 раза, в зависимости от желаемого размера узелка).
Придерживая нить, вколите иглу рядом с входом нити, отступив минимальное расстояние.
Вытягивайте иглу, придерживая узел.
Аккуратно затяните узелок.
Шов «Козлик» («Рыбная косточка»)
Ширина и длина всех стежков должна быть равномерной. Повторяйте стежки до конца ряда.
Шов «Гладь» («Атласный»)
Стежки кладут очень близко друг к другу, плотно заполняя желаемую форму.
Изнаночная сторона в данном шве повторяет лицевую.
Детали рисунка заполненные гладью часто обрамляются швом «назад иголку» или «стебельчатым» для получения красивого контура.
Шов «Стебельчатый»
Шов выполняется слева направо.
Выведите иглу на лицевую сторону в начале шва. Введите в ткань, отступив желаемую длину стежка (2-3мм) и выведите в середине будущего стежка.
Сегодня вышивка является одним из наиболее востребованных хобби женщин любого возраста. С её помощью они коротают свободное время, тем самым украшая интерьер помещения, предметы гардероба, подушки и аксессуары. Однако вышивка была бы скучной, если бы существовал один способ изготавливать картины, поэтому рукодельницы узнают, какие существуют виды швов, и применяют их.
Разновидности стежков для вышивки гладью
На глади проще всего выполнять картины. Также технология их выполнения очень проста, но разнообразна, поэтому подобрав правильную схему можно создать красочный шедевр, как нитками мулине, так и шерстяными, которые придадут изображению небывалой красоты.
Шов «Вперёд иглой»
Простейший вариант шва, выполняющийся для обведения контуров рисунка. Требуется собирать и прокалывать ткань «Гармошкой» на одном расстоянии. В результате выходят пунктирные линии.
«Строчка»
Стежок визуально похож на строку швейной машинки. Для его изготовления нужно делать прилегающие друг к другу швы, соприкасающиеся верхним и нижним краем.
«Стебельчатый шов»
С таким швом справиться любая вышивальщица, даже начинающая. Следует прокалывать ткань верху и по диагонали. Выполнять ровные и близлежащие стежки.
Обкидной или Петельный шов
Выполняются вертикальные стежки, образовывающие небольшую петлю. Игла входит внутрь неё и затягивает нить. Особенно красиво выглядит этот стежок, если участить количество стежков и перевить их горизонтально.
«Козлик»
Эксклюзивный шов, отчасти напоминающий вышивание крестиком. Однако он не используется для работы на канве, а хорошо смориться на обычной ткани. Его принцип – соприкасание пересекающихся стежков вверху и внизу. Поэтому каждый начинающийся крестик выполняется, пересекая низ или верх предыдущего. Частоту крестов и размеры между ними можно выставлять произвольно.
Владимирский шов или «Верхоплут»
Выполняется толстыми нитями, чтобы задать объёмность. Чаще всего его можно увидеть на картинах из цветов. Требуется начертить грани, например цветочного лепестка и заполнить их близлежащими стежками от края к центру. Спереди и сзади должен получиться одинаковый рисунок.
«Полукрест на глади».
При выполнении такого шва на одинаковом расстоянии делаются диагональные стежки, а на обратном пути, следует заполнить эти пространства. Для этого нужно провести такие же манипуляции, только в обратном направлении. Визуально получается «Заборчик».
Какие бывают стежки для вышивания крестом
Вышивка крестом
Такой вид вышивки наиболее распространённый. Его нехитрая технология позволяет без труда обрести навык вышивания за несколько минут. Для выполнения такого простого шва потребуется втыкать иглу по диагонали и выводить в соседней клеточке. Нужно следить, чтобы стежки пересекались строго по центру.
Удлиненный крест
Не хитрая процедура, о которой догадается любая рукодельница. Следует выполнять обычное вышивание крестом, только увеличить длину стежков вдвое. Им вышивают, если следует заполнить пустые поверхности.
Славянский переплетающийся шов или венгерский
Особенностью этого шва является вышивание 2 параллельных стежков одновременно, но они не одинаковы, а 1 стежок, вдвое длиннее другого. Таким образом, с лицевой стороны длинные швы образовывают косичкообразное переплетение, чем и заслужил стежок такое название. Также в данном узоре разрешается выполнять ещё и ряды горизонтального или вертикального плана, а также применять несколько оттенков нитей.
Славянский косой переплетающийся шов
Этот вариант швов для вышивания незначительно отличается от предыдущего. Его особенностью можно считать использование диагонального ряда, где шовная высота составляет 2 нитевых пересечения. Длинные швы, как и в предыдущем описании вдвое длиннее коротких. Такой метод вышивания применяется для выделения выпуклых листьевых контуров.
Алжирский переплетающийся шов
Такой стежок визуально напоминает вышивание крестом, но при этом, его центр смещается. Это происходит из-за применения стежков для вышивания различной длинны, вышивающийся слева на право.
Шов «Ёлочка».
Технология этого шва пришла из Испании. Она состоит из двух близлежащих рядов полукрестовой вышивки, соприкасающихся по центру. Суть шва – выполнение стежков вперёд-назад, где на изнаночной стороне стежки визуально длиннее, чем на лицевой.
Этот способ вышивания незаменим, если на виду появляются обе стороны: изнаночная и лицевая. Шов образовывается вследствие работы иглой вперёд, вышивая ряды в 4 хода по технологии назад вышивка приобретает законченный вид. Сами стежки соприкасаются в конкретной точке и не имеют косых, наклонных линий. При использовании техники можно дополнительно применять мережки и кресты.
Выпуклый шнурок
Требуется проложить шерстяную нить по грани изображения и применять стебельчатый шов, окутывающий её. Для стежка требуется такая же, либо тонкая нитка.
Если сделать то же самое в обратном направлении, эффект стежка будет незабываем. Обычно для этого применяют нить другой расцветки.
Шов «Цепочка» он же тамбурный
Цепной шов очень прост в выполнении. Используется для изготовления линий, ограничения контуров, крупногабаритных фигур и поверхностей. Для его вышивания потребуется зафиксировать нить, вывести на лицевую сторону и воткнуть в то же отверстие, откуда она вышла. Далее протягивать до произвольных размеров петли. Чтобы начать следующее звено цепи, следует вывести иголку из центра предыдущего звена и повторить манипуляции.
Цепной (тамбурный) шов с навивкой
Кроме выполнения цепи требуется, не захватывая ткань обвести каждое звено нитью немного наискосок. В результате стежок будет похож на шнурок. При его изготовлении рекомендуется использовать 2 разных оттенка.
«Рыбка»
Очень красивый шов и лёгкий в выполнении. Он применяется для несложных картин, где попеременно выполняются манипуляции 1- лево , 1- право.
Шов «Узелковый»
Происхождение данного шва пошло из Саксагона . Для его выполнения требуется приступить снизу и двигаться по направлению вверх, прокалывая ткань горизонтально и туго затягивая её. Далее слева в правостороннем направлении выходит второй шов, затягивающий узел.
«Косичка»
Для её выполнения следует наметить стежковую ширину и делать их косыми, для формирования косы. Чтобы вывести иглу с изнаночной стороны, потребуется поднять иглу на окончаниях предыдущих стежков.
Шов «Румынский»
Для выполнения стежка нужно образовать длинные швы, обмотанные нить по центру. Они должны находиться в непосредственной близости друг с другом. Его используют, чтобы подчеркнуть контуры или заполнить пространство.
Выбрав нужный вариант шва можно разнообразить домашнюю коллекцию картин. Также стоит заметить, что определённая часть стежков совершенно проста, поэтому их смогут вышивать, даже дети. Таким образом, можно стать профессиональной мастерицей, изучив все особенности, виды стежков и научившись применять их в работе.
Простейшие швы являются основой всех видов вышивки. Они применяются при вышивании рушниковых швов, гладью, и навивкой рококо, являются основными при вышивании лентами и бисером. А так же из них можно составлять композиции, которые применяются для отделки одежды. Широко применяются отделочные швы в «пэчворке» для маскировки и украшения швов. К простейшим швам можно отнести также отделочные и краевые.
Шов «Вперед иголка»
Этот шов представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Его удобно вышивать по канве по счету клеток. Например, одна клетка на иглу и одна под. Изменяя размеры и положение стежков этого шва, можно создать большое разнообразие вышивки для отделки салфеток, рушников и одежды. Стежки можно располагать в два и более рядов — все зависит от рисунка. Один из вариантов шва «вперед иголка» — шов «Просо».
Шов «Назад иголка»
Шов «за иглу», «иголка назад» или строчечный шов — непрерывный ряд стежков. Закрепляем нитку, делаем справа налево первый стежок и пропуск одной длины, например, равный одной клетке на канве. Для выполнения второго стежка нитку укладываем слева направо. Иглу вводим в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводим на лицевую сторону на 1 клеточку левее второго стежка. Таким образом изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого. Стежки шва должны быть одной длины.
Стебельчатый шов
Шов образует сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Сделав на ткани первый стежок от себя, иглу с ниткой выводим на середину левой стороны стежка, укладываем к себе и прижимаем к ткани. Выполняя второй стежок, делаем прокол в ткани выше первого стежка, а выводим иглу в середине второго стежка с левой стороны. Шов выполняем движением иглы к себе. Каждый новый стежок при этом выходит наполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны – справа или слева. Менять направление нитки нельзя, так как при этом нарушается структура шва. Все стежки должны быть одной величины.
Тамбурный шов
Тамбурный шов — непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов выполняем справа налево. Сначала закрепляем нитку, выводим ее на лицевую сторону, закидываем петлей, делаем небольшой стежок длиной 3–4 мм и вынимаем иглу. Нитка затягивается петлей. Снова закидываем нитку петлей, вкалываем иглу в точку, откуда выводим в предыдущем стежке. Этот шов можно выполнять в виде зигзагообразной полосы. Тогда петельки по лицевой стороне будут располагаться поочередно, то влево, то вправо от средней линии шва.
Шов «Червячок»
Выполняют справа налево в два цвета ниток. Одним цветом вышивают зигзагообразную линию. Для этого по диагонали справа налево петлей закрепляют рабочую нить, получают первый стежок. Вкалывают иглу сверху в первый стежок и выводят в нижний левый угол следующего квадратика. Далее повторяем первый стежок и так до конца ряда. Выполнив нужную длину, слева направо вышиваем пропущенный стежок. Закрепляем нить контрастного цвета петлей с изнаночной стороны и обвиваем стежки.
Шов «Крестик»
Шов «крестик» представляет собой два перекрещенных стежка. При его выполнении надо следить за тем, что бы верхний стежек был направлен в одну сторону. Закрепив нить, сложенную вдвое, выводим ее на лицевую сторону и делаем стежек из левого нижнего угла в верхний правый(рис.1). Выполняем необходимое количество стежков полукрестика. Затем закрываем полукрестики стежком из левого верхнего в правый нижний угол. С изнанки получаются горизонтальные полоски.
Шов «Козлик»
Стежки располагаем слева направо, делая проколы в ткани попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояние между проколами должно быть одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего. Этим швом вышивают мелкие листочки, сердцевины цветов. Ровные полоски шва используют как дополнение к большим, сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани.
Французский узелок
Шов «Французский узелок» используется как декоративный элемент, в случаях когда крестик такого цвета — сильно большой. А французский узелок — в самый раз.
Петельный шов
Петельный шов относится к краевым швам. Он может быть использован в отделке, как вышивки, так и вязаных изделий. Вот основные виды петельного шва, которые помогут вам в оформлении работ. Прежде чем приступить к выполнению петельного шва, аккуратно подворачиваем и приметываем край швом «вперед иголкой». Рабочую нить закрепляем в середине подгиба и выводим ее на лицевую сторону под подгибкой. Затем иглу направляем вверх и справа налево заводим под рабочую нить, получаем первую петлю. Так же выполняем следующие стежки, располагаем их на одинаковом расстоянии друг от друга.
Вышивка – это одно из рукоделий, которое должна освоить каждая девочка (мальчикам тоже неплохо научиться держать иголку в руках). Прежде чем давать детям иголку и нитки, следует рассказать, что есть множество видов швов в вышивке, а само вышивание известно с давних времен.
Разнообразная вышивка использовалась для украшения одежды, жилища. У разных народов под влиянием местных условий и обычаев сложились свои характерные узоры, выработалась излюбленная техника, цветовое решение вышивки. Так, для северных народов России характерна вышивка мягких, приглушенных тонов, а для средней полосы, например Рязанщины, — ярких.
И сегодня вышивкой украшают одежду, обычно на самых заметных участках (низ или перед изделия, плечи, наружные стороны рукавов). Иногда отделкой подчеркивают только воротничок и нижние края рукавов.
Так, одежду из льняных и хлопчатобумажных тканей полотняного переплетения украшают вышивкой по счету нитей; верхние платья из плотных ворсистых шерстяных тканей отделывают аппликацией из цветного сукна или тонкой кожи, а также шерстяным шнуром, кистями, мехом и т. д. Рассказывая об этом, важно показать детям натуральные образцы вышивки.Ведь зрительные ощущения гораздо эффектнее.
Необходимо подчеркнуть при этом, что такие красивые изделия созданы из обычных материалов (ткань, нитки) с помощью привычных инструментов — иглы, крючка, спиц. Все это вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, пробуждает интерес к созданию подобных изделий своими руками. Важно также хотя бы коротко рассказать о принципах составления узора, выбора цветового решения, поскольку цвет и форма живут в узоре в тесной взаимосвязи.
Затем идет знакомство с видами ручной вышивки. В русской вышивке можно выделить две группы приемов:
- первая — счетные вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;
- вторая — вышивки, выполняемые по рисованному контуру.
Счетные вышивки
К ним относятся «крест», «роспись», счетная гладь, наборы, мережки, косая стежка. Для их выполнения необходимы ткани с равномерным полотняным переплетением нитей, постоянной плотности и одинаковой толщины основы и утка. Для этого лучше подходит холст, у которого легко можно подсчитать нити в долевом и поперечном направлении.
При выполнении этих швов требуется высокая точность и аккуратность в работе. Если в процессе работы нити ткани отсчитываются неточно, вышивка получается некрасивой, рисунок искажается, а вся вещь утрачивает эстетическую ценность. При аккуратном выполнении вышивки счетными швами сочетание разной техники в одном узоре создает красивую, переливающуюся фактуру.
Вышивки по рисованному контуру
К этой группе относятся швы: «вперед иглу», стебельчатый шов, тамбурный шов, косая гладь, русская гладь, владимирский шов. Очень красивы накладные сетки для заполнения отдельных частей узора.
Шов «Вперед иголку»
Технология выполнения этого вида шва уже рассматривалась в наших статьях. Для подробного ознакомления смотрите статью Шов «Вперед иголку».
Стебельчатый шов
Для выполнения стебельчатого шва сначала выбирают материал. На ткань аккуратно карандашом (специальным исчезающим маркером) наносят рисунок. Прошивают по рисунку: от исходной точки нитку сначала продвинуть вперед, а затем, проколов ткань, иголку с рабочей ниткой провести по изнаночной стороне назад, выводя у середины предыдущего стежка (рабочая нитка всегда выводится с одной стороны стежка).
Тамбурный шов
На выбранный материал наносят необходимый рисунок. По рисунку прошить — из исходной точки иголку переместить под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку; рабочая нить в виде петли остается под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывайте в образованную предыдущим стежком петлю.
Шов «Роспись»
Чтобы добиться правильной прямой диагональной или ступенчатой линии, уколы каждого нового стежка при обратном ходе рабочей нитки делаются в укол предыдущего.
Двусторонний шов «Роспись»
Двусторонний шов «роспись» имеет несколько разновидностей — «клетка», «шашка», «чешуйка» и др. В узорах эти швы всегда комбинируются, образуя красивую фактуру.
Шов «узелки»
По размеченной ткани прошить по рисунку: сделать стежок «вперед иглу» и, не выводя иголки из ткани, навить на ее кончик нитку, затем протащить иголку через ткань и придерживая пальцем образовавшуюся спираль, чтобы она не растянулась, закрепить узелком в ткани.
Шов «косая гладь»
«Косая» гладь служит для заполнения рисунков, где форма не допускает равномерного распределения стежков. К таким формам относятся резной листик, небольшие цветы и др. Начинать необходимо с прометывания контура швом «вперед иглу». Полученную плоскость заполняют косыми стежками. Движение стежков идет вверх слева направо.
Чтобы сделать первый стежок, от места закрепления нитки отсчитывают четыре нити вправо и две вверх, вводят иглу, делают по изнанке горизонтальный стежок справа налево. Второй стежок идет на две нити выше первого и т. д. На изнанке получаются непрерывные горизонтальные линии.
Шов «Шнурочек»
Этот шов очень похож на краевой петельный шов. Прошить по рисунку: контур рисунка прометать швом «вперед иглу», вышить петельным швом.
Шов «Пышечка»
Этот шов еще называют «горошек», чаще всего он выполняется по двухслойному настилу, что дает возможность получить выпуклую его поверхность. Вначале контур рисунка прометывают швом «вперед иглу», затем прокладывают настил внутри контура вдоль и поперек формы, по нему вышивают двухстороннюю гладь.
Накладная сетка
Накладная, или декоративная, сетка применяется для украшения середины цветка. Контур узора обшивают стебельчатым швом. Затем прокладывают линии сетки в направлении нитей основы и утка. Закрепив последнюю линию, начинают соединение перекрещивающихся ниток: перекрестки прошивают ниткой того или иного цвета, штрихами или мелкими крестиками.
Русская гладь
Русская гладь — своеобразный вид вышивки, в которой стежки рабочей нитки расположены рядами в шахматном порядке. Они могут быть вертикальными или горизонтальными и прокладываются швом «вперед иглу» от одного края мотива до другого через 10-12 нитей с захватом 2-3 нитей ткани. При обратном ходе рабочей нитки стежки плотно прилегают к предыдущему ряду. Для получения равномерной зернистой поверхности все стежки должны быть равной длины и оканчиваться точно посредине предыдущего.
Владимирский шов
Владимирский шов — односторонняя декоративная гладь, выполняется толстой цветной ниткой (в одну-две пасмы мулине). Каждую форму орнамента с лицевой стороны заполняют длинными стежками, с изнанки же образуются только небольшие штрихи, расположенные по контуру узора. В цветах стежки обычно кладут от центра к краю в виде веера, а в листьях — по диагонали в двух направлениях от середины к краям.
Возможно для детей знать и без ошибок выполнять все виды швов не обязательно, но помнить и применять некоторые их виды в вышивке должна каждая девочка. Ничего так не ценится, как настоящая ручная работа, даже если это платочек с детскими инициалами!
Занятие декоративно-прикладным искусством требует не только таланта и мастерства — чтобы стать искусным рукодельником, нужны желание, время и умение быть собранным. Овладеть одной из техник вышивания можно за несколько вечеров, но реализовать умения на практике без должного старания не под силу даже обладателю недюжинных творческих способностей. Научиться создавать реалистичные и яркие картины с помощью иглы и нитей помогут усидчивость, внимание к деталям и постоянное оттачивание навыков. Прежде чем заняться поиском нужных материалов, схем и инструментов, стоит усвоить теорию. Нужно подобрать технику вышивания, изучить инструкцию и расспросить более сведущих и опытных мастериц.
Техника вышивания крестом
- «простой крест» — два наклонных стежка, представляющие собой перекрещение двух нитей (мулине выводится из верхнего правого угла в нижний левый, а затем наоборот);
- «прямой крест» — пересечение двух прямых линий (горизонтальной и вертикальной);
- «удлиненный крест» — стежки заполняют не одну, а две или три вертикальные клетки канвы;
- «болгарский крест» — соединение прямого и простого крестика (часто применяется для оформления подушек, одеял, покрывал и создания объемного рисунка);
- «рисовый шов» — сочетание простого креста и полукреста;
- «итальянский» — выполняется в шесть приемов, состоит из простого и прямого крестиков, а также вертикальных и горизонтальных круговых стежков;
- «счетная гладь» — стежки, удаленные друг от друга на одну нить (на лицевой и изнаночной стороне ткани узор идентичен).
Начинающим мастерицам не стоит фиксироваться исключительно на одной технике вышивания, желательно пробовать и искать наиболее подходящий способ создания полотен. Кроме того, все упомянутые приемы можно сочетать. Некоторые схемы предполагают использование сразу нескольких техник.
Виды стежков для вышивания
Освоение навыка вышивания крестиком, начинается с изучения видов стежков. Одни из них со временем потеряли популярность из-за сложности исполнения, а другие применяются для украшения современных нарядов. От типа «шва» во многом зависят эстетические характеристики будущего полотна — рисунок может быть гладким или объемным, простым или замысловатым. Среди оригинальных и часто используемых в вышивании крестиком стежков можно выделить славянский переплетенный шов — ряд, ведут слева направо двумя стежками. Для украшения картины часто используются контурные швы. Например, «набор» подходит для создания разноцветных геометрических узоров. Данный вид шва идеален для аккуратной обшивки контура рисунка, а также для заполнения просветов между узорами. Для создания небольших сюжетных картинок подходит «стебельчатый шов» — миниатюрные стежки равной величины, выполненные в направлении сверху вниз или слева направо. Широко известны разновидности тамбурных швов. Для изображения рисунков любой сложности может использоваться так называемая «петля» — ряд изолированных стежков, располагающихся в любом направлении. К примеру, если петли разместить по обе стороны от стебелька, вышитого специальным стебельчатым швом, то получится колосок. «Узелки» предназначены для отделки манжетов и воротников. Существуют также обшивочные швы для окантовки края.
Виды канвы для вышивания
Качество готового изделия зависит не только от мастерства искусницы, но и от характеристик используемых материалов и удобства инструментов. Чтобы вышивание крестиком принесло удовольствие и нужный результат, используется качественная канва, прочные и устойчивые к выгоранию нити, специальная игла и пяльца. Внешний вид картины определяется параметрами полотна — именно от свойств ткани и качества ниток зависит, насколько привлекательным и долговечным выйдет вышитый рисунок.
К популярным видам канвы относится Aida, она входит в большинство наборов. Ткань, выполненная из натурального хлопка, отличается достаточной жесткостью. Благодаря этому параметру она особенно популярна среди начинающих рукодельников (на таком полотне можно вышивать без пяльцев, в любом случае, крестики выйдут ровными, гладкими и красивыми). На рынке находится большой ассортимент канвы для вышивания крестиком с нанесенным рисунком. Цветной узор на полотне помогает новичку не сбиться, считая стежки, и создать идеальную картину.
Кроме того, вышивать можно и на обычной хлопковой или льняной ткани, не имеющей деления на «квадраты». Такой материал выбирают опытные мастерицы. На рынке материалов для рукоделия можно найти пластиковую канву — прочную синтетическую сетку с отверстиями. Такая основа различается размерами и оттенками, обычно используется для изготовления открыток, сувениров, елочных украшений. Пластиковая канва подходит детям, поскольку она имеет крупную клетку и может использоваться без пяльцев. Для вышивания по ткани (декорирования одежды или трикотажных полотен) может применяться накладная канва, она размещается на полотне, а после завершения работы удаляется. При создании узоров шерстяными или акриловыми нитями не обойтись без страмина.
Советы и рекомендации начинающим
Картина, сделанная своими руками, — уникальная и ценная вещь, которую можно использовать в качестве украшения для интерьера или подарка. Основы вышивания крестом под силу постичь абсолютно всем: взрослым и детям, женщинам и мужчинам. Овладеть несложной техникой можно всего за пару часов. Подготовка к занятию данным видом декоративно-прикладного искусства состоит из нескольких шагов:
- выбора подходящей техники;
- изучения правил выполнения стежков;
- поиска качественных материалов (ткани и нитей);
- покупки инструментов (пяльцев, игл, специальных ножниц с загнутыми концами).
Начинающим рукодельникам стоит начинать с небольших рисунков, к более сложным и объемным работам желательно переходить, отработав навыки и досконально изучив технику. Чтобы занятие приносило максимум удовольствия, необходимо позаботиться об обустройстве рабочего места, оно должно быть комфортным, уютным и функциональным. На первых порах можно использовать пяльца, позднее можно задуматься о покупке специального станка. В ассортименте многих компаний, выпускающих товары для рукоделия, можно найти наборы для вышивки, содержащие все необходимые элементы. Товары нужно выбирать у надежных производителей. Внимательно нужно отнестись к выбору иглы — инструмент ошибочного размера может повредить канву или привести к истиранию нити. Оптимальная толщина иглы определяется плотностью материала, на которую будет наноситься рисунок.
Неопытным мастерам рекомендуется во время вышивания крестиком использовать пяльца, диаметр которых не превышает 25 см. Чтобы полотно сохраняло тугую натяжку и не деформировалось, нижний круг приспособления для фиксации можно обмотать х/б тканью. Рисунок будет выглядеть горазд аккуратнее, если нижние стежки выполнять в одном и том же направлении. Чтобы края ткани не растрепались во время работы, их следует укрепить клеем ПВА или липкой лентой. Соблюдая эти правила, можно легко создавать оригинальные и привлекательные картины, декорировать одежду и текстильные предметы интерьера.
Вышивать гладью — значит делать ровные стежки, вплотную прилегающие к друг другу. На первый взгляд нет ничего трудного в вышивке гладью, но на самом деле нужна практика что бы освоить стежки и научится выполнять их качественно. Существует большое разнообразие видов швов применяемых при вышивке гладью. Давайте поподробней ознакомимся с ними.
Шов «шнурок» и «Выпуклый» шнурок. Эти швы выполняют в 2 – 3 приёма. Сначала прошивают по линии рисунка швом «вперёд иголку», потом меняют цвет нитки, закрепляют её у начала строчки и поддевают иглой под каждый стежок, не задевая ткань. Если прошить параллельно друг другу швом «вперёд иголку», расположив один стежок над другим, затем поддев иглой и протянув нитку сразу под двумя стежками, то сверху и снизу образуются дуги (рисунок 1). Если иглу с ниткой провести змейкой, поддевая стежок то снизу вверх, то сверху вниз, получается шов с перевивом, а когда иглу двигать спирально и поддерживать стежки, то получается новый шов (рисунок 2). Если этот шов ещё раз уложить ниткой в другом направлении (в обратную сторону), получается выпуклый шнурок, который очень подходит для вышивания контурных рисунков.
Шов «елочка». Этот вид шва применяемый при вышивке гладью рекомендуется выполнять толстыми нитками. При вышивании швом «елочка» лучше использовать ровно тканное полотно. Применяется этот шов при вышивке отделки одежды и предметов интерьера. На рисунке цифрами обозначен порядок выполнения шва. Более подробно о технике выполнения шва «елочка» , и других свободных швов вы можете прочитать в этой статье .
Шов “петля вприкреп”. Этот шов является одной из разновидностью тамбурного шва, применяемого при вышивке гладью. Шов выполняется в два приема. Вначале делается петля как в тамбурном шве, а затем закрепляют ее стежком «вперед иголку». При этом иголку выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка. Закреплять петли можно двумя и тремя стежками. при закрепке петли двумя стежками, рабочую нить не затягивают сильно, и делают сначала один, а потом второй прекрепительный стежок. петлю свободной нити делают еще свободней, когда делают три прикрепа: сначала средний, а потом крайние. Петли можно располагать по кругу и с наклоном. Группирование отдельных петель в розетки позволяет делать красивые узоры.
Еще одной разновидностью швов, применяемых при вышивке гладью, является шов «петельный». Этот шов выполняется слева на право, сверху вниз. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иголкой в направлении сверху вниз, при этом нить должна оставаться по иголкой, затягивают рабочую нить до образования петли (рис. а). На рисунке б) стежки шва расположены на некотором расстоянии друг от друга. Стежки «петельного» шва могут так же располагаться и очень плотно друг к другу. В этом случае, чтобы край получился более рельефным и прочным, можно выполнить его по заранее проложенному настилу (рис. б). Кроме того стежки могут быть разной длинны и лежать в разном направлении (рис в, г).
Шов «рыбка». Этот шов состоит из двух стежков, из которых один выполняется влево, а другой вправо. Затем выполняют вертикальные короткие стежки, которые образуют почти вертикальную жилку. Этот шов особенно хорошо подходит для заполнения листьев. Похож на шов «елочка».
Шов «строчка». Этот шов используется как декоративный не только в вышивке гладью, но и в вышивке крестиком. Так же он служит соединительным швом при шитье изделий. Шов «строчка» похож на шов «назад иголку» стой лишь разницей, что в этом шве на лицевой стороне нет промежутков между стежками. Готовый ряд представляет собой плотно прилегающие стежки, напоминает машинную строчку. Шов выполняется справа налево маленькими стежками одинаковой длинны.
Шов “узкий гладьевой валик”. Шов выполняется в 2 приема: сначала швом «вперед иголку» справа налево нужно наметить линию гладьевого валика (она может быть как прямой, так и криволинейной), а затем в направлении слева направо укладывать мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Таким же методом выполняется широкий гладьевой валик, разница лишь в том, что швом вперед иголку намечается не одна, а несколько параллельных линий, поверх которых укладываются стежки валика. Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка вышивки (он получается прочным и красивым), а также отделывать край изделия.
Видов швом применяемых при вышивке гладью достаточно много и сочетая их между собой можно получать необыкновенно красивые и замысловатые узоры.
1. Строго следуй указаниям твоего учителя. 2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи. Длинную одежду заправь в брюки или юбку. 3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам. 4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте в специальных футлярах. 5. Бери инструменты только с разрешения учителя. 6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок после окончания работы.
Вышивкой, то есть изображением шитьем, люди занимались с давних времен. Произведения народного искусства создавались ручным способом. Двух одинаковых вещей не бывало, тайны мастерства передавались от одного поколения к другому.
Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье как необходимость.
Со временем появилась вышивка в качестве декоративного дополнения к шитью.
Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Вышивка – это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы. В разные времена использовались разные инструменты для вышивки: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов.
Наша земля всегда славилась искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина населения русской деревни всегда пряла, ткала, вышивала, создавая прекрасные узоры всем на радость. Праздничные одежды, края покрывал, концы полотенец — все было украшено тканым или вышитым орнаментом.
Начиная с восьми-девяти лет к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского рукомесла, готовили приданое. Одни виды орнаментов выглядели как нарядная рама, в которую была помещена самая драгоценная часть вышивки, другие же представляли собой разнообразные узоры.
Какие швы ещё знаете?
Вперед иголку
Цель урока — познакомиться с тамбурным швом, и научиться его вышивать на салфетке . Мы сейчас попробуем выполнить орнамент на ткани с помощью вышивки. Для этого нам надо сначала познакомиться с новым видом шва — тамбурным швом.
Данный шов имеет два названия, один из которых вы назвали это –петельный, но чаще его называют тамбурный шов. Этот шов предстоит сегодня освоить. Тема нашего урока — знакомство с тамбурным швом.
На Руси тамбурный шов известен с 18 века. Правда, назывался он в каждой области по своему: «петельный», «в накидку», «цепочка» и т.д. Им вышивали не только по холсту, но и расшивали валяные изделия, кожу и тулупы. Выполняли тамбурный шов хлопчатобумажной или льняной нитью, шерстью или шелком.
Ткань заправляли в круглые пяльцы, напоминающие бубен (тамбурин). Считается, что поэтому шов получил название тамбурный. Сам шов выполняли крючком с острым кончиком, легко прокалывающим ткань.
Вышивать крючком очень удобно и быстро.
В наше время тамбурный шов выполняют иглой. Ткань туго заправляют в пяльцы, чтобы шов не стягивал ее и ровно ложился по узору.
Применяют его как для вышивания контурных линий, так и для выполнения глади, гобелена, строчевой и ажурной вышивки, в счетных швах, для закрепления края.
1. Подготовка материалов и инструментов.
3. Выполнение шва. 4. Отделка.
Сначала я прокалываю иголкой ткань в исходной точке с изнаночной стороны, затем вытягиваю нить на лицевую сторону. Снова прокалываю ткань, делая обычный стежок назад иголкой по нарисованной прямой линии. Рабочую нить в виде петли оставляю под иголкой. Итак, делаю следующие стежки, вкалывая иголку в предыдущую петлю.
Главное правило красивого шва
2. Шов не стянут.
3. Конец нитки закреплён с помощью узелка или многократных стежков.
В каком веке на Руси нам известен тамбурный шов?
-Почему шов получил название тамбурный?
Где используют этот шов?
Правила уборки своего рабочего места
Раскрой деталей. Работа режущим инструментом
1. Не размахивай рукой, в которой держишь ножницы. 2. Передавай ножницы кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями. 3. При выполнении раскроя правильно держи ножницы: большой и средний пальцы — в кольцах, указательный поддерживает инструмент сверху кольца. 4. Для хорошего качества раскроя широко раскрывай лезвия ножниц, режь средней частью, плавно закрывай и не смыкай их до конца выполнения разреза. 5. При резании по прямой линии направляй ножницы по линии разметки. 6. По наружному криволинейному контуру режь против часовой стрелки, поворачивай материал, а не ножницы. 7. Не режь на ходу. 8. Режь сидя, повернувшись вполоборота от товарища, концы ножниц направляй вниз. 9. Закончил работу — ножницы положи сомкнутыми лезвиями от себя.
Правила работы ножом
1. Бери нож только с разрешения учителя. 2. Не работай складным ножом. 3. Режь ножом только стоя. 4. При резании применяй фальцлинейку и подрезную доску (толстый картон). 5. При резании не помогай и не мешай товарищу. 6. Подавай нож товарищу ручкой вперед (не держи нож лезвием вверх). 7. Храни нож в футляре.
Правила работы иглой
1. Храни иглы в игольнице, шей с наперстком. 2. Не бери иглу в рот. 3. Прикрепляй выкройку булавками в направлении от себя.
Правила работы шилом
1. Повтори правила техники безопасности, подготовь подрезную доску. 2. Не прокалывай твердых предметов со скользкой поверхностью. 3. Не прокалывай предмет на весу. 4. Прокалывай, поворачивая шило в отверстии (вертикальное положение). 5. Закончил работать — убери инструмент на место.
Разметка деталей по шаблону
ШАБЛОН — это приспособление, выполненное из плотной бумаги, картона, тонкой фанеры или другого прочного листового материала, которое имеет форму необходимой для работы детали или выкройки. Шаблон обводят по внешнему контуру.
1. При разметке по шаблону держи шаблон левой рукой, карандаш правой (если левша, то наоборот). 2. Линии разметки проводи слева направо, они должны быть тонкими, волосными. 3. Помни об экономии бумаги, на материале располагай шаблоны грамотно.
Разметка деталей с помощью копировальной бумаги
1. Между оригиналом рисунка и материалом, на который его переводят, вложи копировальную бумагу (лист очень тонкой, но прочной бумаги, имеющий с одной стороны сплошной слой жирной мастики какого-либо цвета: черного, синего, красного, желтого и т. д.) красящей стороной к материалу. 2. Рисунок обводи твердым карандашом, чтобы мастика из-под линии рисунка отпечаталась на материале. 3. Можешь использовать копировальную бумагу (копирку) несколько раз — разметить несколько раз практически любой рисунок на любом материале.
Работа с клеем
1. Работай точно и чисто, не оставляй излишков клея. 2. Работай на подкладном листе. 3. Бери на кисть клей понемногу, излишки клея убери кусочком картона. 4. Намазывай клеем ту деталь, которую приклеиваешь. 5. Намазывай деталь от середины к краям полностью и в заключение проведи кистью по всем краям заготовки. 6. Мелкие детали наклеивай, взяв на них клей с листа. 7. Проглаживай склеенные детали через притирочный лист тряпочкой, чтобы не разорвать (сместить) мокрую бумагу.
8. После работы вымой и вытри клеевую кисть тряпочкой. 9. Все склеенные детали и изделия высуши под прессом.