«Крест» состоит из двух перекрещивающихся стежков, расположенных под прямым углом друг к другу.
Существуют два вида шва «крест» — двусторонний и односторонний.
Наиболее распространена более легкая вышивка односторонним «крестом». При ее выполнении существует основное правило — все верхние стежки крестиков должны быть параллельны друг другу. Кроме того, изнаночная сторона вышивки должна быть такой же аккуратной, как и лицевая, поэтому и стежки на изнанке так же должны быть направлены в одну сторону. Особенно это важно при изготовлении скатертей, столешниц, салфеток или элементов одежды.
Для выполнения одностороннего шва «крест» существует два способа.
Первый способ- крестики шьются слева направо, вначале выполняется ряд косых стежков с наклоном вправо. При этом на изнаночной стороне образуется ряд вертикальных стежков. Обратным ходом рабочей нити шьются перекрещивающие стежки в направлении справа налево.
В некоторых случаях форма заполняемой вышивкой поверхности не позволяет укладывать все лицевые стежки в одном направлении. Рассмотрим такой случай на примере. Первый ряд предложенной формы заполняем стежками. Выполняя последний стежок нижнего ряда переходим в верхний ряд и заполняем две правые клеточки вышивки. При этом стежки получаются повернутыми в противоположную сторону. Для того чтобы выполняя перекрещивающие стежки, не нарушать общий ритм, проводим иголку с рабочей нитью под вышитыми стежками.
Таким же образом заполняем вторую клетку, а затем заканчиваем ряд «правильными» стежками. Обратным ходом заполняем три крайние левые клеточки крестиками и, при выполнении последнего из них переходим в следующий ряд. Таким же образом, выполняя последний крестик, переходим из третьего ряда в четвертый.
Крестики в следующих рядах выполняем так же, как и в предыдущих. Вышив крестик в пятом ряду, обратным ходом заполняем такими же пересекающими стежками весь фрагмент.
Способ вышивания «крестом» можно использовать для работы над любыми изделиями. Это могут быть картины, столовое белье или детали одежды.
При вышивании орнаментов на различных изделиях могут встречаться фрагменты рисунка, в которых крестики стоят отдельно друг от друга. В таких случаях каждую клеточку последовательно заполняем одиночными косыми стежками, двигаясь по контуру рисунка. В тех местах, где рисунок меняет направление, в одних случаях крайнюю клеточку сразу заполняем крестиком. В других случаях ее не заполняем вовсе, а проводим рабочую нить по изнаночной стороне к следующей клеточке. Затем обратным ходом рабочей нити вышиваем пересекающие стежки, каждый раз, внимательно следя за тем, чтобы правильно проложить нить. В одних клеточках нить прокладываем поверх первого стежка,
в других — проводим ее под первым стежком.
Есть иной способ вышивания швом «крест». Вышивку выполняем справа налево, выполняя крестики в один прием. Делая первый косой стежок, рабочую нить проводим по изнаночной стороне горизонтально из угла в угол заполняемой клеточки. Выполняя пересекающий косой стежок, направляем нить по изнаночной стороне в противоположный угол следующей клеточки, параллельно первому изнаночному стежку. Таким образом, на изнаночной стороне вышивки получаются параллельные ряды стежков.
Этим способом вышиваются, как правило, небольшие полосные орнаменты, нитками одного цвета, с небольшими просветами между крестиками. Такими орнаментами украшают салфетки, полотенца дорожки. В качестве дополнения к таким орнаментам подходят такие виды вышивок как мережки, шов полукрест (роспись), декоративные счетные швы — строчка, стебельчатый, косичка и др.
Рано или поздно каждая рукодельница замечает, что другие умелицы кладут крестики не так, как она.
Подобное недоумение часто выплескивается в длинные дискуссии на форумах про то, как «правильно» вышиваются крестики, в какую сторону должны быть направлены нижние и верхние крестики, с какой стороны ткани необходимо начинать вышивку.
Когда подобная дискуссия развернулась и здесь, оказалось, что мой способ вышивать крестики (в столбик) оказался для многих в диковинку, и гостеприимная хозяюшка попросила меня написать статью на данную тему.
И поскольку эта тема уже подробно расписана в моем курсе «Вышивка крестиком для новичков» , я решила подарить фрагмент лекции «Народному учебнику».
И пусть больше ни у кого не будет страхов и сомнений про «правильность» своих крестиков.
Итак, Вы готовы к тому, чтобы сделать свой первый крестик или крестики.
Прежде чем приступить, давайте выучим основное правило вышивки крестиком:
все стежки должны быть в одном направлении :
нижние полукрестики – в своем, верхние полукрестики – в своем.
Несоблюдение этого правила сделает Вашу вышивку неряшливой, негладкой.
- в столбик;
- в строчку;
- по-фрагментно.
Для начала давайте рассмотрим вышивку в столбик и в строчку.
Вышивка в столбик означает, что фрагмент, вышиваемый одним цветом, мы рассматриваем как последовательность столбиков, состоящих из крестиков.
В столбик крестики вышивают следующим способом.
В точке 1 нить выводиться с изнанки на лицо. В точке 2 она уводится на изнанку. В точке 3 она опять выводится на лицо, в точке 4 уводиться на изнанку. В точке 5 снова игла выводится на лицо, в точке 6 – уводится на изнанку.
Так мы прокладываем нижние полукрестики в два движения. Если делать в одно движение, то выведя иглу в точке 1 мы делаем первый стежок (вкололи иглу в точке 2 и выкололи в точке 3), далее мы делаем второй стежок (вкололи иглу в точке 4 и выкололи в точке 5), и последний стежок (вкололи иглу в точке 6 и выкололи в точке 7).
Теперь очередь проделать все то же самое для верхних полукрестиков.
Наша нить сейчас в точке 7, а игла находится с лицевой стороны ткани.
В точке 4 увели нить на изнанку, в точке 5 – вывели на лицо; в точке 2 увели нить на изнанку, в точке 3 – вывели на лицо; в точке 8 увели нить на изнанку, в очке 9 – вывели на лицо.
Точка 9 будет началом следующего столбика.
А теперь сделаем верхние полукрестики в одно движение. Первый стежок – вкололи в точке 4, выкололи в точке 5; второй стежок – вкололи в точке 2, выкололи в точке 3; третий стежок – вкололи в точке 8, выкололи в точке 9.
Далее мы можем продолжать вышивать следующий столбик так же, как вышили первый.
Вышивка в строчку означает, что мы фрагмент, вышиваемый одним цветом, рассматриваем как последовательность строчек из крестиков.
В строчку крестики вышивают точно так же.
Описание будет абсолютно одинаковым, за тем исключением, что точка 9 – начало новой строчки. Потому текст Вы можете читать тот же, что и для вышивания в столбик, смотря на рисунки:
Лучше всего процесс вышивания крестиков в столбик и строчку наблюдать по видео.
Вышивание по-фрагментно означает, что мы фиксируем внимание не на отдельных столбиках/строчках, следующих один за другим, а на фрагменте (вышиваемом одним цветом) целиком.
Наша задача – сначала вышить все нижние полукрестики, а затем закрыть их верхними, строго соблюдая второе правило.
Рассмотрим это на примере.
Начинаем вышивать, выводя иглу в точке 1, уводим на изнанку в точке 2, выводим на лицо в точке 3, уводим на изнанку в точке 4, выводим на лицо в точке 5, уводим на изнанку в точке 6. Далее мы переходим на следующий столбик и будем в нем вышить нижние полукрестики.
Выводим иглу на лицо в точке 7, уводим в точке 8, выводим в точке 5, уводим в точке 9, выводим в точке 3, уводим в точке 10, выводим в точке 1, уводим в вточке 11, выводим в точке 12, уводим в точке 13.
Далее опять вышиваем нижние полукрестики, но уже в третьем столбике.
Выводим иглу на лицо в точке 14, уводим в точке 11, выводим в точке 15, уводим в точке 10, выводим в точке 16.
На этом мы закончили вышивать все нижние полукрестики нашего фрагмента.
Теперь нужно вышить верхние полукрестики.
Игла выведена на лицо в точке 16. Теперь мы уводим ее на изнанку в точке 11, выводим в точке 15, уводим в точке 13, выводим в точке 17 и попадаем во второй столбик.
Вышиваем верхние полукрестики второго столбика.
Вводим иглу на изнанку в точке 11, выводим в точке 12, уводим в точке 10, выводим в точке 1, уводим в точке 9, выводим в точке 3, уводим в точке 8, выводим в точке 5, уводим в точке 18, выводим в точке 7 и попадаем в первый столбик.
Вышиваем верхние полукрестики первого столбика.
Уводим иглу на изнанку в точке 4, выводим в точке 5, уводим в точке 2, выводим в точке 3, уводим в точке 19 и закрепляем нить – мы закончили вышивать весь фрагмент.
Вышивка по-фрагментно несколько сложнее, чем в столбик/строчку. Здесь требуется бОльшая сноровка, усидчивость и сосредоточенность.
ЧТО ЛУЧШЕ: В СТОЛБИК, В СТРОЧКУ ИЛИ ПО-ФРАГМЕНТНО?
Вышивайте, как Вам удобнее!
Я лишь позволю себе дать рекомендацию: вышивайте в столбик. Если Вы будете делать стежки в одно движение, кисть руки будет находиться в максимально комфортном положении. Как при письме. Это и привычно, и физиологически естественно. В итоге рука будет меньше уставать. Значительно!
Следовательно, Вы сможете упоительно вышивать часы напролет без какого-то ни было физического дискомфорта.
Второе уместное тут наблюдение. Точнее, предложение.
Попробуйте вышить несколько крестиков в столбик и в строчку. А затем сравните. У многих крестики, вышитые в столбик, выглядят красивее.
Думаете, что вышивать крестиком, это просто? В общем, да. Но у крестика есть свои маленькие хитрости, к которым, если прибегать, то можно получить безупречную изнанку и, как результат, красивую готовую вышивку.
Выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками.
Чтобы работа выглядела аккуратно, нужно следовать основному правилу – при вышивке крестом все верхние стежки в работе должны лежать в одном направлении! В каком именно – это уже дело привычки.
Лично мне по сердцу такое направление стежков – сначала нижние стежки кладу так: ///////, а затем верхние вот так: \\\\\\
Возможно разное направление верхних стежков, но это для передачи определённого художественного эффекта, чтобы подчеркнуть или выделить определённые детали или элементы вышивки.
Особенно этот приём хорош, когда картина выполняется в смешанной технике — полными крестиками и полукрестиками.
Но к вышиванию крестиков/полукрестиков с разным направлением верхних нитей лучше прибегать уже имея некоторый опыт вышивания крестом.
При правильном выполнении креста на изнанке получаются ровные прямые стежки в одном направлении – по вертикали или по горизонтали.
Чтобы добиться аккуратной изнанки, есть маленькие хитрости:
1. Когда крестики вышиваются ГОРИЗОНТАЛЬНО, то все стежки (нижние полукрестики) выполняются сначала в одну сторону, а затем в обратную, перекрывая уже сделанные стежки (полукрестики).
2. Когда крестики вышиваются ВЕРТИКАЛЬНО, то здесь также применяют основной принцип – все стежки (нижние полукрестики) выполняются сначала в одну сторону, например, вверх, а затем в обратную (вниз), перекрывая уже сделанные стежки.
Для выполнения вертикальных крестиков сначала делают первый стежок (полукрест) как обычно — из нижнего левого угла квадратика в верхний правый угол. Затем с изнаночной стороны выводят иголочку на лицо в верхнем правом углу квадратика и делают стежок (полукрест) по лицу втыкая иголочку в нижний левый угол квадратика. И так далее повторяем с цифры «1» по цифру «4» нужное количество раз:
Выполнив нижние стежки, переходим к верхним стежкам — шаги «А», «Б», «В» и «Г»:
При этом изнанка будет выглядеть так:
3. Когда крестики вышиваются ПО ДИАГОНАЛИ. Принцип тот же – сначала выполняем нижние стежки, затем верхние. Но при этом вышивка по диагонали, пожалуй, самое сложное направление при вышивке крестом, т.к. иногда приходится подводить второй диагональный стежок (полукрестик) под уже выполненный первый стежок (полукрестик). Это делается для того, чтобы все лицевые верхние стежки лежали в одном направлении, а на изнанке при этом были бы только вертикальные стежки, и работа выглядела бы опрятно.
На картинках ниже показано, как выполняется вышивка крестом по диагонали.
Нижние стежки крестиков по диагонали:
После выполнения нижних стежков лицо выглядит так:
А изнаночная сторона так:
Для выполнения верхних стежков двигаемся в обратном направлении:
Для выполнения некоторых стежков иголку придётся подводить под уже сделанный нижний стежок:
В итоге лицевая сторона выглядит так:
А изнаночная так:
Это просто наполовину выполненный крест.
Не путать с гобеленовым швом, о котором речь пойдёт отдельно.
С изнаночной стороны у нас получатся вертикальные стежки.
При выполнении полукрестиков также стараются вышивать их с одним наклоном, чтобы работа выглядела аккуратно и гладко. Здесь также можно использовать приём разного наклона стежков для создания определённого художественного эффекта.
Двойной крест
Состоит из четырёх перекрещивающихся стежков – двух по диагонали и двух по вертикали и горизонтали.
Каждый крестик выполняют сразу полностью. Делают это так. Сначала вышивают обыкновенный крестик диагональными стежками. Затем после второго диагонального стежка иголочку вкалывают в серединку между двумя уже сделанными верхними проколами и делают долевой (вертикальный) стежок сверху вниз, а потом по такому же принципу поперечный (горизонтальный) слева направо.
В какой-то литературе (по прошествии времени сейчас просто не вспомню, в какой именно) встречала название этого стежка – болгарский крест. Но надо будет уточнить.
Приятного и полезного творчества!
Цитирование и частичное копирование статей и рассказов возможно с указанием источника в виде активной ссылки на соответствующую страницу сайта.
Вышивка крестом увлекательное занятие, выполняется она довольно просто. Для вышивки крестом Вам потребуется канва, пяльцы, нитки (например, мулине), игла и наперсток.
В продаже имеется большой выбор готовых наборов для вышивания, в которых рисунок уже набит на канву. Но можно и выбрать рисунок в журнале, обычно схема вышивки с подробным указанием цветов прилагается. Если Вы хорошо рисуете, создайте свой неповторимый рисунок, перенесите его на миллиметровку и Вы получите схему для вышивки.
А теперь можно приступить к самой работе. Чтобы вышивка крестом смотрелась красиво и аккуратно, есть несколько правил, о которых речь пойдет ниже. Каждый крестик состоит из нижнего и верхнего стежка. Основное правило вышивки крестом – у всех крестиков верхние стежки должны иметь одно и то же направление. Нужно один раз определить для себя направление для нижнего и верхнего стежка и придерживаться этой схемы. Например, нижний стежок можно всегда выполнять справа (из верхнего угла) налево (нижний угол).
Далее приводится определенная последовательность выполнения стежков в зависимости от того в каком направлении производится вышивка ряда.
1. При вышивании рядов снизу вверх, нижние стежки первого ряда делают справа налево (рис.1).
2. Если затем ряд первых стежков был вышит слева направо, то, выполнив последний стежок ряда, выводим иглу в правом верхнем углу следующего ряда и выполнить нижние стежки (рис.2).
3. При вышивании сверху вниз, нижние стежки выполняйте с левого нижнего угла. После окончания ряда верхних стежков, выведите иглу в том месте, где предполагается начать следующий ряд нижних стежков (рис.3,4).
4. При вышивке отдельного ряда (снизу вверх или сверху вниз), выполняйте сразу полностью каждый крестик, соблюдая основное правила вышивания крестом (рис.5,6).
5. При вышивании наклонных рядов последовательность действий следующая: делаем нижний стежок слева (из нижнего угла) направо (в верхний угол), после этого выводим иглу в правом верхнем углу, делаем верхний стежок. Затем делаем стежок и выводим иглу в левом нижнем углу. После этого выполняем нижний стежок следующего крестика (рис.7).
6. При необходимости сместить начало ряда поступаем следующим образом: закончив один ряд, вводим иглу наискось вправо (или влево) и выводим в месте, где должен начинаться нижний стежок следующего крестика (рис.8).
7. Если несколько клеток пропускается, то нить протягивают по изнаночной стороне до нужного места и продолжают вышивание по описанным выше правилам (рис.9).
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности обучения вышивке крестиком учащихся начальной школы. Представлены виды стежков, изучаемых в начальной школе, техники вышивания крестиком. Раскрывается художественное восприятие и значимость данного вида творчества для подрастающего поколения. С помощью данной техники вышивания дети развивают мелкую моторику пальцев, внимание, усидчивость, фантазию.
Ключевые слова: урок технологии, начальная школа, вышивание, вышивка крестом, техника вышивания, канва.
Annotation: This article discusses the features of teaching cross stitch primary school students. The types of stitches studied in elementary school, cross stitch techniques are presented. The artistic perception and the importance of this type of creativity for the younger generation are revealed. With the help of this embroidery technique children develop fine motor skills of fingers, attention, perseverance, imagination.
Key words: technology lesson, elementary school, embroidery, cross-stitch, embroidery technique, outline.
Вышивание – один из самых известных видов народного искусства. Возникновение вышивки связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Изначально, вышивка предназначалась только для пошива одежды, постепенно приобрело дополнительное применение — декоративное. Вышивкой занимались всегда исключительно женщины, так как не хотели ходить в одинаковых нарядах. Они начали украшать свои наряды разнообразной вышивкой. Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки по сей день сохраняется в интерьере жилых помещений, а также присутствует в украшении одежды. В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало.
Вышивку крестиком дети начинают изучать еще в младшем школьном возрасте, начиная свою работу с самых простых стежков. Но сначала учитель должен ознакомить детей с техникой безопасности. Это важная составляющая урока технологии. Ученики должны уметь пользоваться инструментарием: ножницами и иголками.
На уроках технологии учащиеся начальных классов знакомятся с такими швами, как:
1 класс – «вперед иголку», «через край»;
2 класс – «назад иголку», «стебельчатый», «тамбурный»; 3 класс – «строчкой», «петельный»;
4 класс – «крестиком», «гладью».
Рассмотрим особенности обучения учащихся начальных классов вышивке крестиком.
Существуют несколько техник вышивания крестиком:
— простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх; все верхние стежки должны лежать в одном направлении, ровно, как и нижние в противоположном направлении;
— полукрест – первый стежок шитья «простого» крестика;
— удлинённый крест – техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально;
— удлинённый крест со строчкой – удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре;
— славянский крест – перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики;
— прямой крест – состоит из вертикальной и горизонтальной линий;
— чередующиеся крестики – эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых; начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз;
— двойной, или «болгарский», крест – чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
Первоначально дети учатся технике вышивания на бумаге по заранее изготовленной учителем схеме со стрелочками, которые указывают, в каком направлении двигаться ученику.
Следующий этап в освоении данной техники – это ознакомление с канвой. Это специальным образом выработанное полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Для наиболее эффективных результатов в дальнейшем, детям лучше сразу упражняться на канве. Также нужно подобрать удобные пяльца, которые регулируются, чтобы были удобны в работе.
На уроках разбираются небольшие схемы вышивания. Педагог подробно объясняет технику вышивки крестиком, не забывая о некоторых нюансах, если необходимо сделать ряд одного цвета, то вышивать его нужно целиком или же, что при вышивке крестом работу не переворачивают, к изнаночной стороне обращаются лишь тогда, когда надо закрепить нить, то есть сделать узелок.
Однако при обучении вышивке младших школьников возникает ряд трудностей.
Ряд трудностей связан со сложившейся системой обучения в начальной школе, которая предполагает проведение уроков технологии целым классом, не подразделяя на группы и по половой принадлежности, как в средних классах.
Во-первых, для демонстрации основных приемов вышивки и отработки навыков вышивания крестиком у детей младшего школьного возраста целесообразно использовать небольшие группы по 6-8 человек, тогда как заполняетмость классов 25-30 человек. На помощь приходят видео-мастер- классы с демонстрацией приемов. Однако мы знаем, что даже после просмотра видео остается много непонятных моментов для детей, которые необходимо решать незамедлительно индивидуально с каждым ребенком. Следовательно, необходимо подготовить как можно больше вариантов помощи ребенку: видео, инструкционные карты, изображения и т.д., раскрывающие основные моменты и варианты решения возможных трудностей.
Во-вторых, занятие вышивкой принято считать женским делом. А отсутствие деления класса предполагает обучение вышивке и девочек, и мальчиков. Это, с одной стороны, может усложнить процесс из-за отсутствия желания и мотивации научиться вышивать у мальчиков, но, с другой стороны, позволит у них формировать аккуратность, внимательность, привить любовь к ручному труду. Для того чтобы у мальчиков возникла мотивация к обучению вышивке, можно выбрать интересные для них сюжеты схем, либо разработать самим; можно изготовить какой-то предмет интерьера или принадлежность, например, календарь, брелок, закладку для книг с вышивкой и т.п.
Также очень важно обратить внимание на гигиену труда, соблюдение техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, рабочее место учеников и на освещение во время вышивания. Необходимо постоянно напоминать ученикам о том, что надо держать спину прямо, периодически делать гимнастику для глаз или физкультминутку; проводить вводный, текущие и заключительные инструктажи.
В процессе обучения дети знакомятся с закономерностями взаимодействия и сочетания цветов, различными техниками вышивания. Развивается фантазия и творческая активность, мелкая моторика пальцев, что немаловажно в младшем школьном возрасте. Также дети становятся более усидчивыми, внимательными, трудолюбивыми, терпеливыми. Со временем у детей появляется желание доводить начатое до конца, это очень важно, так как проявляется это желание, не только на уроках, но и в повседневной жизни. Для
многих девочек вышивка становится любимым занятием, хобби, в котором, стараются развиваться и в дальнейшем.
1. Akhmetov L.G. Forming student design culture as the art and pedagogical training goal / Faizrakhmanova A.L., Akhmetov L.G. // Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict. − 2016. − Т. 20. − № Special Issue 2. С. 204-209.
2. Миронова Т.В. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров / Т.В. Миронова, С.О. Ермакова, Е.В. Доброва. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010 – 224 с.
3. Сергеева А.Б. Инновационные формы приобщения детей к народным художественным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству / А.Б. Сергеева // European Social Science Journal. − 2016. − № 5. − С. 234-239.
4. Файзрахманова А.Л. Социализация учащихся средних классов национальных школ на культурологических традициях в процессе профессиоанльного самоопределения // Файзрахманов И.М., Файзрахманова А.Л. // Теория и практика общественного развития. − 2013. − № 10. − С. 206- 208.
5. Файзрахманова А.Л. Формирование проектной культуры студентов как цель художественно-педагогической подготовки / А.Л. Файзрахманова // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 120-123.
6. Чижик Т.Б. Учим детей вязать и вышивать / Т.Б. Чижик. – Ростов н/Д: «Феникс», 2015. – 160 с.
Базовым элементом подобной вышивки является шов крестик, который состоит из двух пересекающихся косых стежков. Сегодня вышивальщицы используют несколько основных способов вышивки крестом. Все они имеют свои особенности, и нередко в одном изделии можно заметить использование комбинации нескольких вариантов формирования элементов.
Английский способ
Для того чтобы вышивать английским методом, необходимо для начала подготовить иглу с закрепленной нитью мулине нужного цвета и ткань с равномерным переплетением. Затем игла выводится на лицевую сторону, и наискось выполняется первый стежок. После с изнаночной стороны иглу вертикально выводят в следующем углу. Также делают косой стежок, и снова выводят нить в углу, переходя к вышивке следующего крестика. Таким образом, получается полный и законченный крест.
Датский способ
Эта техника также часто встречается при вышивании. Ее особенность состоит в том, что сначала прокладываются все нижние стежки крестиков в ряду. Это делается слева направо по горизонтали. Затем, после окончания ряда, следуют в обратную сторону, прокладывая верхние стежки, закрывая нижние. Таким образом, получается целый ряд крестиков.
Именно такой способ удобно использовать для вышивания больших участков одним цветом. А еще подобный метод опытные вышивальщицы рекомендуют для горизонтальных рядов, в отличие от традиционного способа, которым удобнее выполнять вертикальные ряды. Этот метод считается более быстрым, и при нем возникает меньше путаницы с местоположением на ткани.
Другие способы
Полукрест также популярен в рукоделии. Он позволяет придать рисунку более округлую форму и воздушный вид. Здесь нет ничего сложного, ведь для формирования подобного шва достаточно выполнить ряд диагональных стежков. Удобно выполнять работу по горизонтали, чтобы с изнаночной стороны получились ровные вертикальные ряды.
Нужно быть аккуратными с креплениями, ведь подобные неполные крестики просвечивают. Узелки в вышивке крестиков вообще не рекомендуются. При этой методике не стоит перетягивать или не дотягивать нить, поскольку они довольно легко деформируются.
Также в некоторых более скрупулезных тканях встречаются швы в 1/4 и 3/4 креста. Такие неполные кресты в 3/4 начинаются с традиционного нижнего шва по диагонали. А вот верхний шов выполняется в неполной мере, прокалывая серединку крестика. Шов в 1/4 предполагает выполнение стежка от одного из углов в середину полного квадрата, соизмеримого с полными крестиками. Их легче выполнить на четных тканях с помощью тонкой иглы.
Размеченный крест – разновидность основного креста. Он выполняется сверху вниз и является двухсторонним. На лицевой стороне получается крестик, а на обратной – видны клетки из прямоугольных стежков.
Шов «Назад иголка» нередко используется для окантовки отдельных деталей, придания вышивке четких контуров, законченного вида и аккуратности. Выполнять его следует после завершения всего рисунка и правильно подбирать оттенки ниток под основной рисунок. Для выполнения нужно вывести иглу на лицевую сторону и сделать стежок назад. Он может быть вертикальным, горизонтальным или диагональным. После этого игла снова выводится на расстоянии одного стежка от предыдущего и все повторяется.
В некоторых случаях схемы для работы предполагают использование окантовки швом «роспись». Для этого сначала выполняют нечетные стежки вперед, а затем возвращаются в обратном направлении и вышивают четные. Такой способ рекомендуется использовать не часто, так как строчка получается довольно свободной и может гулять.
Для тестирования компания GELA.RU предоставила мне восхитительный набор для вышивания крестом «ПУМА С ДЕТЁНЫШАМИ» от канадской фирмы Kustom Krafts. Арт. NNT-002. код 5531.
Дизайн по мотивам произведений Marilyn Boyle. Схема разработана Dyan Allaire.
В своем первом отчёте я подробно описала состав набора и свои впечатления от его комплектации. См.
В данном наборе задача состоит в вышивке (частичной) нитями на канве с напечатанным изображением. Дизайнером предложена вышивка отдельных элементов картины, при этом оговаривается возможность творческого подхода к вышивке. Это немаловажная ремарка, поскольку схема является, скорее, рекомендацией. Так, мои первые попытки вышивки имитации меха по схеме показали, что невозможно повторить заданное программой направление сотен стежков, да и это, полагаю, в данной работе не принципиально. Собственно, с первых стежков и начинается творчество. Я ориентировалась на готовую работу, представленную на титуле, а также на общее направление стежков в схеме, не обращая внимания на заявленное количество стежков на данном участке. Изображение само подсказывало, в каком направлении двигаться. Работа, несмотря на простоту и небольшой объём, оказалась кропотливой и трудоёмкой. Сложности добавляло и то, что для точности следования рисунку приходилось смещаться на 1-2 ячейки или вовсе отказываться от того или иного стежка на данном участке. Это тоже творчество.
Другая трудность, с которой я столкнулась, заключалась в том, что под отлично напечатанным изображением совсем не видно клеток канвы. Краска плотно, наглухо забила канву, поэтому приходилось наощупь, наугад и даже подставляя канву на просвет, искать клетки. Это существенно усложняло и замедляло работу, которую я рассчитывала выполнить максимум за неделю неспешной вышивки.
Что касается мулине, то его производитель не указан, но кодировка нитей на органайзере подсказывает, что это мулине DMC. Например, чёрный цвет идёт под кодом 310. Это объясняет превосходное качество нитей. Нити не перетираются, не перекручиваются, не расслаиваются.
Итак, мои впечатления.
Частичная вышивка элементов придаёт работе объём, за счёт чего полотно смотрится оригинально. Работать с частичной вышивкой хоть и трудоёмко (мне это оказалось сложнее, чем вышивать традиционным счётным крестом канве, так сказать, с чистого листа), но интересно. В любом случае, этот опыт продемонстрировал иные художественные возможности вышивки крестом (и строчкой), ранее мне не известные. Итог: рекомендую не только начинающим, но и опытным вышивальщицам.