Лоскутное шитье

В текущем сезоне бренды щедры на вещи, выполненные в технике петчворк — от денимных дропов, как у Arket, до объемных сумок-шоперов, найти которые можно, например, у Zara. И если с ходу делать из лоскутов полноценную одежду не получится, то сумки или одеяла могут создать даже новички. Вот что нужно знать тем, кто решил освоить петчворк.

Какие материалы использовать?

Изначально для лоскутного шитья использовались обрезки материалов, оставшиеся от производства других изделий (скорее всего, именно так и появился петчворк): их сортировали по фактуре и цвету, а затем приступали к схеме изделия. Сейчас часто работает и обратная история, когда сначала задумывается узор, а потом под него подбираются отрезки ткани.

Если говорить о материалах, то новичкам лучше остановиться на хлопке: он идеально подходит для петчворка по плотности, износостойкости и своему поведению во время шитья. С течением времени можно использовать синтетику, легкую шерсть, лен. Точно стоит отказаться от тонких тканей, так как они сыпятся и деформируются.

Какие инструменты понадобятся?

Для петчворка используют стандартные для шитья инструменты.
— Ножницы или специальный роликовый нож (похож на нож для пиццы)
— Булавки и швейные иглы
— Карандаш или мел для нанесения рисунка на ткань
— Картон, толстая бумага или мягкий пластик для изготовления шаблонов
— Швейная машинка

Что такое шаблоны и как их делать?

Сшивание блоков из лоскутов — одна из самых важных частей работы, и она же — самая сложная. Чтобы упростить себе работу, подготовьте шаблоны — картонные или пластмассовые выкройки лоскутка. Их можно купить в магазине или сделать самостоятельно. Для начала лучше использовать квадратные или треугольные шаблоны, а потом уже перейти к фигурным формам вроде сердца или звезды. Если делаете сами, нарисуйте на картоне ваш шаблон, рядом изобразите такой же и добавьте к нему по 5 мм с каждой стороны для отступов на швы. Вырежьте оба шаблона — в итоге у вас получится по две заготовки для каждой детали.

Как раскроить детали?

Перед тем как начать раскраивать, сверьтесь с чек-листом
— Новую ткань нужно обязательно постирать, затем отпарить утюгом. Это делается для того, чтобы предотвратить возможную усадку и изменение цвета ткани после стирки готового изделия.
— Если вы берете лоскуты не из новой ткани, а из бывшего в употреблении материала, их нужно отутюжить, чтобы заломы не повлияли на точность замеров.
— Расчерчивать ткань лучше карандашом, мелом или мылом: от ручек могут остаться следы.
— Раскрой делается по направлению долевой нити, тогда во время сшивания лоскутные детали не перекосятся. При использовании новой ткани ориентируйтесь на ее кромку.

Для того чтобы раскроить нужный элемент, приложите к обратной стороне ткани шаблон с отступами на швы (тот, что побольше), обведите его мелом, затем, приложите сверху шаблон без отступов (поменьше) и вновь обведите по контуру. После того, как раскроили все нужные детали, можете сшить их по выбранной схеме — о ней дальше.

Меня спрашивают, как делать ручную аппликацию? Расскажу для всех.Сразу оговорюсь, существуют разные способы.

Скоропостижный мастер-класс. Иначе забуду ход своих мыслей. Нам понадобится: — ткань; — ткань сетка; — пряжа для вязания; — проволока. 1.

В преддверии нового, 2018 года, года собаки по какому-то там календарю я озаботилась сшить именно декоративную подушку игрушку в виде собаки.

В основе создания этого пледа лежит блок «Звезда Огайо» (Ohio Star). Но собран он таким образом, что рисунок блока не просматривается.

Я сделала мастер-класс по созданию небольшого, но очень весеннего панно «Цветочная лавка». Приблизительный размер панно: 59х59 см.

Была очень рада получить много комментариев на первую часть этого мастер-класса. Продолжаем разговор о видах, способах и техниках шитья bubble одеяла (одеяло бон-бон, воздушное и так далее).

Для мастер-класса понадобятся материалы: — ткани для пэчворка; — наполнитель 150-ка; — японская молния золотая; — нитки; — роликовый нож; — мат; — заглушки для молнии; — сутаж золото. 1.

Пока в запасе еще есть лето, и хотя у многих летом времени на рукоделие меньше, тем не менее хочу предложить вашему вниманию целый пост по созданию небольшого, но душевного лоскутного пледа.

Все начинается с идеи! Очень часто мне пишут, вот хочу сшить лоскутное одеяло, но никак руки не доходят, не знаю, с чего начать!

Сегодня я расскажу вам, как создать своими руками лоскутные ткани из обрезков. У каждой швеи скапливается множество обрезков, которые очень жалко…

Нам понадобятся: — джинсовая ткань; — х/б ткани; — объемный флизелин; — нитки для ручной строчки; — флизелин; — молния.

Однажды утром встав, видимо, с нужной ноги, решила — довольно сапожнику без сапог ходить. Пора заняться собственной кухней. Будем обшивать красотой.

Вам понадобятся инструменты и материалы: ножницы; иглы для аппликаций; нитки желательно 100% хлопок; бумага для заморозки; японский фактурный хлопок;…

Для работы необходимы материалы: Ткань хлопок. Синтепон. Стеклянный гранулят. Глазки стеклянные 10 мм.

Многие любители лоскутного шитья в своих «закромах» хранят старые джинсы в надежде когда-нибудь что-нибудь из них сшить.

Мастер-класс: вечный развивающий календарь для детей 40 см на 55 см Календарь, оказывается, это очень нужная и необходимая вещь для ребенка!

Давайте переберем обрезки! Посмотрите, какая красота у вас может получиться! В работу пойдут даже самые маленькие лоскутки.

Продолжаем шить наш коврик с «отпечатком» листа в технике «синель». Начало можно посмотреть в первой части >> Итак, мы закончили стирку и высушили наш коврик.

Сегодня хочу поделиться маленькими хитростями, которые помогут вам сшить настоящее (пушистое, мягкое и волнистое) изделие в технике «синель» и…

Самый простой способ уберечь швейную машинку от пыли — это чехол-накидка безо всяких прорезей для ручек, шнуров и прочего.

Для изготовления данной косметички нам потребуются следующие материалы: — ткань для пэчворка 3 вида, желательно одной коллекции; — клеевая паутинка;…

Выкройку лучше сделать жесткой (из картона или пластика). Материалы такие: ткань (у меня хлопок); синтепон (можно и другой наполнитель); косая бейка…

Нам необходимы: — ткань для пэчворка 5-6 видов; — наполнитель; — мат для пэчворка; — линейка и роликовый нож; — маркер, желательно водорастворимый; — швейная машина.

Тема остатков и обрезков так же безгранична, как и количество этих самых обрезков. Расскажу, как их утилизирую я, превращая гору тряпок в полезную и очень милую вещь.

Размер нашего пенала рассчитан специально, чтобы в него свободно входили карандаши и ручки длиной до 18 см. Необходимые инструменты и материалы: 1.

Хочу вам предложить мастер-класс по декору тканью пенопластового шара. Сразу скажу, что это действительно несложно, просто попробуйте и поймете, что…

Лакомник — один из красивейших элементов русского костюма. Лакомник — по-другому — карман, сумочка. Сейчас все чаще и чаще можно увидеть такие…

Если вы только-только начинаете этим заниматься, тогда узнать про еще один способ пришивания аппликаций лишним не будет.

В преддверии Нового года хочу поделиться с вами своим опытом в создании «потрепанных» квилтов. Эта техника особенно хороша для тех, кто мечтает…

Если вы ждете малыша и хотите сделать для него что-то своими руками или хотите сделать необычный подарок для ребенка, вы можете сшить ему лоскутное одеяло.

Решила и я попробовать свои силы в создании мастер-классов. Это, в полном смысле, мой дебют — опыта в создании мастер-классов у меня нет совсем, однако, пора начинать!

Владимирская земля издавна славится своими текстильными традициями. Среди них – лоскутное шитьё, один из видов женского рукоделия, которое веками практиковалось в крестьянских семьях. В лоскутном шитье по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII в. в основном использовалось домотканое полотно), так и покупной. Женщины сортировали и сохраняли обрезки ткани не только для починки готовой одежды, но и для создания новых вещей. На них шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. В России лоскутная техника использовалась в основном в практических целях: изготовлялись такие стёганые изделия, как лоскутные одеяла, половички, подушки, покрывала. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. То есть лоскутные изделия соединяли в себе утилитарную и декоративную функции. В крестьянской семье лоскутное шитье было для женщины чуть ли не единственной возможностью украсить свой дом, создать тепло и уют.

На рубеже XIX -XX веков лоскутное шитьё широко использовалось в народном костюме, где заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей. Различные изделия из лоскутков можно было встретить во всех уголках Владимирской губернии.

Традиции лоскутного шитья до сих пор передаются из поколения в поколение. Благодаря появившимся техническим возможностям и богатству тканей лоскутные работы становятся еще более красочными и неповторимыми. В 1970-90-е годы стал модным фольклорный стиль в одежде и украшении интерьеров, что подстегнуло интерес к лоскутному шитью. Сегодня мастерицы собирают из лоскутов и модную одежду, и тряпичные куклы, и картины…

На возрождение и сохранение народных традиций лоскутного шитья Владимирского края направлена работа десятков студий и мастерских, народных коллективов и клубов. Объединяющим творческим центром для мастеров лоскутного шитья Владимирского края стал Областной центр народного творчества. Здесь на протяжении многих лет работает народная студия декоративно-прикладного искусства, мастерская лоскутного шитья. Проводятся встречи со старейшими мастерами и современными авторами лоскутного шитья, мастер-классы и стажировки, творческие лаборатории и выездные семинары. В коллекции ОЦНТ представлены настоящие произведения искусства – лоскутные работы мастеров Е.Н. Славновой, Н.А. Сараевой, Е.Е. Аксенниковой, О.Н. Винниченко, Н.Е. Ткачёвой и др. В ОЦНТ регулярно организуются выставки лоскутного шитья различных студий Владимира и области, а также персональные выставки.

Лоскутное шитье

Печворк – так называют шитье из лоскутков. Таким, достаточно не хитрым образом, издавна женщины старались предать функциональной одежде привлекательности, превратить скучность в яркий дизайн. Хотя, вполне возможно, что печворк – очень изящная попытка устранить повреждения одежды, скрыть бедность. Не будем уточнять, где именно и кто первым придумал лоскутное искусство, потому что это достоверно неизвестно. Но подобное рукоделие встречалось в Европе, Америке и на Руси. Как заметили историки, техника шитья из лоскутов появлялась чаще всего в критических ситуациях. Но орнаменты из клочков ткани делали еще раньше, и послужила тому толчком известная миру мозаика.

В древности женщины Руси многое делали собственноручно, например, ткали. При этом надеялись, что изготовленная одежда будет носиться очень долго. Поэтому, когда у них оставались драгоценные кусочки тканого материала, их не выбрасывали, а удлиняли ими одежду подрастающих детей, украшая рукава, подолы. Хотя иногда оставались такие лоскуты, которые подходили лишь для другого рукоделия – создания разноцветных полотен, которые становились практически символами тепла и уюта в каждом доме, наглядным примером талантливости и умений хозяйки.
Собственно говоря, вот так на территории Руси и зародилось искусство лоскутной мозаики, сейчас именуемое модным зарубежным словом – печворк.

Возрождение маленького лоскутика

С развитием индустрии и промышленности, о лоскутном искусстве забыли, чтобы вспомнить о нем в 1970-м году, когда фольклорный стиль вернулся в народ. Сейчас же лоскутное шитье модно, как никогда прежде. Ему обучаются в разных уголках мира, и всюду печатаются обучающие книги.

Лоскутноешитьё (также пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов») — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.

Первые упоминания об этом виде рукоделия встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань – материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Возможно, лоскутное рукоделие появилось в нескольких странах одновременно.

Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Появилось лоскутное шитье из-за бедности. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также лоскутной мозаикой.

В России давно используется лоскутная техника. До XVIII века одежда на Руси была в основном домотканой, то есть изготавливалась из полотна, сотканного на ткацком стане, который был почти в каждой избе. Долгая и трудоемкая работа от выращивания льна до производства ткани не позволяла расточительно относиться к сотканному полотну. Поэтому сам крой народной одежды и приемы ее шитья предполагали безотходное использование материала. Все это давало бережливому и расчетливому крестьянскому уму толчок к лоскутному творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых вещей.Постепенно и в городских домах стали использовать предметы домашнего обихода, украшенные лоскутными узорами. Известен такой исторический факт: жена Петра I Екатерина сшила в подарок супругу лоскутное одеяло.С появлением первых фабричных ситцев в XVIII веке и значительным их удешевлением в XIX веке, а также благодаря изобретению швейной машины появились новые возможности для развития и существенного обогащения лоскутной традиции. Дешевые, практичные, красочные ситцы охотно использовались не только в крестьянских, но и в городских домах: из них шили одежду, а из разноцветных остатков ситцев – лоскутные одеяла.В XX веке, во времена кризисов, падения производства и войн лоскутное шитье помогало многим людям выжить, сохраняя семейный бюджет и обеспечивая самым необходимым. В послевоенное время традиции лоскутного шитья отошли на второй план, уступая место промышленному производству одежды и предметов украшения быта. Продолжали заниматься лоскутным шитьем лишь редкие энтузиасты – художники в городах, да в деревнях по старинке продолжали шить лоскутные одеяла и плести разноцветные половички. Однако в семидесятые годы музеи России начинают собирать и изучать лоскутное шитье как вид современного искусства. С этого времени появляется и постепенно растет интерес к этому виду художественного творчества. В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве. История сохранила сведения о даже том, что Наталья Гончарова — жена Пушкина — шила своим детям одеяла из цветных лоскутков.

В настоящее время к лоскутному шитью относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Так, например, для формы российских спортсменов на Олимпиады в Сочи был разработан визуальный образ лоскутного одеяла, вместившего в себя узнаваемый российский рукодельный промысел.

Искусство лоскутного шитья, известное многим народам мира, получило широкое распространение. «Квилт-клубы» объединяют любителей шитья орнаментальных композиций из кусочков тканей, в которых могут быть использованы аппликация, вышивка, кол­лаж и т.д. «Квилт»один из самых ярких и многоликих видов современного искусства.

Однако народное шитьё во многом отличается от городского «квилта» — у него свои, отработанные десятилетиями приёмы, формы предме­тов, свой образный строй. В каждой мест­ности – группе деревень, районе, области – оно отличается самобытностью и неповтори­мостью.

На выставке в Строгановском дворце демонстрируется подлинно народное лоскутное шитьё, получившее развитие в деревнях, селах и малых городах России. Её цель – представить как местные особенности лоскутного шитья различных центров народного искусства России, так и своеобразный творческий почерк отдельных мастеров.

Выставка приурочена к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России и 85-летию со дня основания Отдела народного искусства Государственного Русского музея.

15 июня — 13 сентября 2022 года

Государственный русский музей

Строгановский дворец, Невский пр., 17

Пост-релиз

16 июня в Строгановском дворце открылась выставка «Русское лоскутное шитьё». В мероприятии принял участие заведующий отделом живописи XVIII — I пол. XIX в. Русского музея Григорий Голдовский, заведующая отделом народного искусства Наталия Ковалёва и ведущий научный сотрудник отдела народного искусства Марина Сорокина.

Небольшая по составу, экспозиция представляет подлинно народное лоскутное шитьё, получившее развитие в деревнях, селах и малых городах России. Её цель – представить как местные особенности лоскутного шитья различных центров народного искусства России, так и своеобразный творческий почерк отдельных мастеров. Выставка приурочена к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России и 85-летию со дня основания Отдела народного искусства Государственного Русского музея.

Лоскутное шитьё – яркое художественное явление прошлого и современности. В произведениях очевидны связь и взаимное влияние различных видов местного народного искусства: узорного ткачества, вязки, плетения из бересты, резьбы и росписи по дереву, росписей в интерьере крестьянского дома.

Традиции лоскутного шитья складывались в России в XIX веке. Это связано с широким распространением в крестьянской и город­ской среде фабричных ситцев – хлопчатобу­мажных тканей с набивным рисунком. Ситцы стали предметом повседневного обихода низших классов, проникли в быт крестьянского и мещанского дома.

Лоскутные одеяла шили не из новых тканей, а из кусочков отслуживших свой срок предме­тов одежды и домашнего обихода. Лоскутные ткани в деревенском одеяле часто имели неправиль­ную форму, подбирались произвольно. Но с самого начала стали формироваться художественные принципы и приёмы создания орнаментальных лоскутных композиций: мастерицам помогал многовековой опыт работы над крестьянским костюмом.

Музеи России стали собирать лоскутное шитьё и изучать его как вид современного искусства в 1970-е. Некоторые центры шитья, например, в Архангельской области, стали известны благодаря крупным выставкам. Другие очаги продолжали жить скрытой от глаз зрителя жизнью.

В собрании Русского музея есть интересная группа произведений – лоскутные одеяла рубежа XIX – XX веков из Казанской губернии. Композиции одеял отличаются сложностью. Они составлены из сотен миниатюрных деталей, сшитых вручную: квадратов, ромбов, треугольников из фабричных тканей. Центральное поле окружено несколькими узорными каймами – цепями крошечных фигур, как бы нанизанных одна на другую. В одеялах казанской мастерской чувствуется рука талантливого мастера-колориста. Возможно, они были созданы с помощью профессиональных художников для участия в какой-либо художественно-промышленной выставке. В современных образцах такие сложные приёмы монтажа уже не встречаются.

Уже многие десятилетия лоскутные ковры и покрывала шьют из новых, ярких тканей. Сдержанный колорит, сочетание приглушенных неярких тонов встречаются редко и характерны лишь для нескольких локальных центров – в Псковской и Ленинградской областях.

Крестьянки Бокситогорского района Ленинградской области – из отдаленных вепсских деревень – делают лоскутные одеяла с необычным рисунком в виде восьмиконечных звёзд. Неяркие сумрачные краски, угловатые элементы композиции создают особый образный строй произведений, близкий суровой природе этого глухого лесного края. Те же мастерицы делают и полюбившиеся многим местным жителям круглые плетеные коврики. Миниатюрные узоры ковриков из Псковской области восхищают не только своим изяществом и тонкостью цветовых сочетаний, но и тем, что их автор – мужчина, священник Г.С. Вишневский. Такое умелое обращение мужских рук с нежным шелком – это редкость во все времена.

Архангельские коврики-кругляши – уникальное явление в народном текстиле. Они привлекают богатством фактуры и цвета. Лоскутки напоминают то сполохи северного сияния, то раскрывающиеся лепестки цветка, то рябь на воде, отражающей закатные краски неба.

Классические круглые коврики со строгим ритмом чередующихся разноцветных треугольников делала М.В. Денисова в старинном селе Веркола на Пинеге. Близки к ним, но более динамичны работы П.П. Журавлёвой из Вилегодского района. Это квадратные и прямоугольные коврики, в центре которых лежит тот же круг. В Красноборске О.И. Соломичева делала маленькие кругляши; их рисунок напоминает звёзды.

Столь же разнообразно искусство шитья больших лоскутных композиций – ковров и покрывал. Работы мастериц из Вилегодского района – величественные и монументальные произведения. Сложная композиция геометрического характера строится на контрасте чередующихся ярких и светлых полос.

Многие центры северного народного искусства располагаются по течению крупных рек: Мезени, Северной Двины и её притоков – Ваги, Пинеги и др. У каждого их них свое лицо, свои ведущие мастера.

В пинежском селе Карпогоры А.С. Исакова делала нежные по цвету коврики из тонких полосок узорной ткани, составляющих восьмиугольные фигуры. В ее работах достигается впечатление условного пейзажа – кругов, разбегающихся по воде, скалистых берегов.

Другой северный центр в деревне Кушкопала также имеет свои приемы шитья. Покрывало мастерицы М.А. Кокориной строится из широких полос, в которых яркие ленты сходятся под углом, образуя зигзаги; рисунок динамичный, экспрессивный. Широко известны работы Л.И. Плюсниной из Красноборского района. Она шила большие лоскутные одеяла и коврики из десятков узорных квадратов, на первый взгляд, не составляющих цельную композицию, а собранных вместе произвольно. Но природный вкус мастерицы допускает смелые сочетания, уравновешивая их более сдержанным окружением.

Выставка не исчерпывает всего богатства народного лоскутного шитья, но показывает многообразие путей развития этого искусства, его верность народным идеалам красоты.

Аннотация. Лоскутное шитье было распространено по всему миру среди бедного населения и в период кризисов и войн. Старую одежду обновляли с помощью заплаток, шили предметы домашнего обихода и одежду из кусочков различной ткани. Сегодня лоскутное шитье снова в моде. Различными техниками лоскутного шитья воплощают свои творческие замыслы не только рукодельницы всего мира, но и знаменитые дизайнеры и модельеры.

Лоскутноешитье в современном дизайне

АннотацияЛоскутноешитье былораспространенопо всему миру среди бедного населения и в период кризисов и войн. Старую одежду обновляли с помощью заплаток, шили предметы домашнего обихода и одежду из кусочков различнойткани. Сегодня лоскутноешитьеснова в моде. Различными техникамилоскутного шитья воплощают свои творческие замыслы не только рукодельницы всего мира, но и знаменитые дизайнеры и модельеры.Ключевые слова:лоскутное шитье, техники рукоделия, хобби, Олимпийское лоскутное одеяло

Декоративноприкладное искусство ‬это мир творчества разнообразных дизайнобъектов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Без нее невозможно представить себе жизнь человека, так как каждая вещь (мебель, посуда или одежда) занимает определенное место прежде всего в его духовном мире. Существует огромное разнообразие техник и приемов декоративноприкладного искусства, в которых лоскутное шитье, занимает особое место.Лоскутное шитье ‬это исконно русский вид рукоделия, кусочки ткани разные по размеру и цветовой гамме соединяются в единое полотно. Пэчворк (от англ. patchwork) это вид рукоделия, где по принципу мозаики сшиваются разноцветные и пёстрые кусочки ткани (лоскутки) с определённымрисунком, узором ифактурой в готовое изделие.Считается, что его родоначальником являются экономные англичане. Такой вид рукоделия развивает художественный вкус, воспитывает такие качества, как терпение и аккуратность.Про него говорят:«Сделанный из кусочков ткани и … труда».«Килт» родился в Америке. Любая творческая работа, выполненная в технике килт, представляет собой трехслойное изделие, состоящее из лоскутного верха, наполнителя и подкладочной ткани, которые соединены между собой стежкой.Изготовление полотна или аппликации из лоскутов и отрезков текстильных материалов издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира.Ееистория насчитывает около 3000 тысяч лет. Данный вид рукоделия появилсяпочти одновременно

как в Европе, так и в Азии, Африке и Америке. Для каждого народа характерны свои традиционные узоры, например, на Руси особо любили складывать из лоскутков «звезды» и «колодцы», а на Гавайях «ананасы». Существует большое количество разнообразных техник пэчворка, разработанныхв странах Европы, Азии, Америке. Лоскутноешитьепостепенно становится национальным видом декоративноприкладного искусства. Например, обязательная часть интерьера традиционного американского дома ‬это декорированное стеганое лоскутное одеяло. Запоследние два столетия американские мастерицы разработали множество прекрасных узоров, ставших традиционными, и выработали определенные технологии изготовления лоскутных изделий. Подражая производителям восточных и индийских тканей, экономные европейские хозяйки, в домах с невысоким достатком, создавали модные текстильные предметы интерьера.На Востоке в этой технике выполняли трофейные флаги, знамена, ковры.Созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья «ляпаки» необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, «уголки» ткань сворачивалась угломи настрачивалась на основу, «йойо» квадратные или круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объемные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга.На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и промышленной. В России лоскутное шитье в понимании крестьянина было только лишь способом обновления гардероба, латанием и перешиванием старых вещей. Семьи крестьян были многодетными, и одеть каждого ребенка было слишком накладно, поэтому и перекраивали одежду для взрослых. Вещи, которые совсем уж были не пригодны для ношения, использовали в качестве украшения жилища. Их сортировали, разрезали и из лоскутов покрепче шили одеяла, занавески, а совсем изношенные использовали для вязания ковриков, плетения дорожек. Дефицит тканей в 20х годах XVII века закрепил традицию изготавливать стёганые изделия излоскутов.

В ХVIIIХIХ вв. благодаря развитию промышленности появился ситецс ярким, радужным принтом. Он значительно украсил предметы интерьера быта того времени. Им подшивали ставшую короткой детскую одежду, а из обрезков ткани изготавливали занавескиили одеяла. Работы русских мастериц отличаются многоцветьем и яркостью. В каждом традиционном русском одеяле сочетаются общие признаки ‬традиционные русские подходы к цветовой гамме, к композиции одеяла, к способамего создания.Позднее лоскутное шитьё сталопризнаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной.В 1970е годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.Становятся популярны специализированные магазины, которые предлагают покупателю все необходимые материалы для этого вида декоративноприкладного искусства, широкий ассортимент тематических книг и журналов. Лоскутное шитье становится нетолькораспространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. На сегодняшний день пэчворк в современном мире переживает значительный подъем и расцвет, как вид рукоделия, так и дизайна в широком его понимании. Ведущие дизайнеры интерьера и модельеры одежды используют технику лоскутного шитья для воплощения своих креативных идей и инновационных решений в различных областях. Пэчворк широко применяется для изготовления одежды, аксессуаров (сумки, рюкзаки, элементы в одежде), домашнего текстиля (одеял, прихваток, подушек и т.д.) и даже детских игрушек. Пэчворк сохранил свои традиционные приемы, но утратил свое первоначальное назначение практичность и экономность изготавливаемого текстильного изделия. Разнообразные техники, вариативность оригинальных элементов и узоров, позволяют использовать лоскутное шитье в творчестве и свободе самовыражения. Пэчворк становится не просто искусством рукоделия, а стилем жизни!Одним из главныхподтвержденийактуальности техники пэчворкявляется использование его в концепцииОлимпийских зимних игрСочи2014.Олимпийское лоскутное одеялостало визуальным образом, используемым для оформления спортивных арен, сувениров, автомобилей, самолетов, поездов, спортивнойодежды и обуви. Узор Сочи2014сочетает в себе орнаментысамых известных национальных промыслов России:Гжель, Хохлома, Кубачинские узоры, Вологодское кружево, Кубанские узоры, ПавловоПосадскиеплатки и др, рис.1.

Рис.1.Олимпийское лоскутное одеяло

Рис.2.Фотографии текстильных матрешек в технике лоскутного шитья

Техника лоскутногошитья была распространена по всему миру среди бедного населения и в период кризисов и войн. Старую одежду обновляли с помощью заплаток, шили полотенца, одеяла, ковры и одежду из кусочков разной ткани. Сегодня лоскутная техника снова в моде. Различными техникамилоскутного шитья воплощают свои творческие замыслыне только рукодельницы всего мира, но и знаменитые дизайнеры и модельеры.Ежегоднов различных регионах нашей страны собираются на фестивали энтузиасты, любители лоскутного шитья. Это «Лоскутная мозаика России» в Иваново, «Лоскутный стиль» в СанктПетербурге, «Бабье лето» в Москве.

Ссылки на источники1.Чернышева, Л.А. Большая энциклопедия. Лоскутное шитье / Л.А. Чернышева М.: АСТ, 2014. ‬240 с.2.Каминская, Е. Лоскутное шитье для начинающих. Оригинальные идеи и подробныеинструкции / Е. Каминская, Ю. Матюхина, Г. Пастухова. ‬М.: Владис, 2009. ‬280 с.

Ссылка на основную публикацию