Какие есть способы вышивки

Все славянские рукодельницы вышивание крестиком, гладью, стежками и прочими техниками выполняют в основном пятью известными способами. В данной статье мы расскажем вам о каждом отдельно взятом способе.

  1. Счётная вышивка или вышивание, в основе которого лежит отсчёт ниток. Таким способом вышиваются глухая вышивка:

— когда нить прокладывается по прямой линии;

— в работах, выполненных счётной гладью;

вышивание крестиком в сочетании другими швами.

Помимо глухой вышивки счётным способом выполняется также создание мережки (строчной вышивки на извлечённых нитях).

  1. Вышивание по рисунку. Таким образом, вышиваются обычная и прорезная гладь, а также узоры на тюле. В данном случае счётную вышивку нельзя применить, так как работа выполняется на очень тонких тканях, а на них, как известно, подсчитать нитки довольно проблематично. Процесс вышивания происходит по переведённому рисунку, взятому за основу. Каждый элемент рисунка плотно заполняется стежками.

Если вы хотите получить рельефную вышивку, вам предварительно потребуется выполнить настил. Такой настил зачастую создаётся при помощи шва, с движением иголки вперёд, или тамбурного шва. Так, например, рукодельницы, вышивающие свои работы прорезной гладью, прежде всего, определяют границы контура (использую при этом шов «вперёд иголку»). Далее они прорезают крестообразно ткань и подгибают её вовнутрь. Края прорезанных отверстий «окантовывают» очень плотными стежками. В этих стежках используется петельный шов (подобный скручиванию в валик) или краевой шов. Если вышивание происходит по очень тонкой ткани, которая хорошо просвечивается, то рисунок, изображённый на кальке, можно подложить под её основание. Обратите внимание на то, что перед тем, как начинать вышивать, рисунок необходимо хорошо закрепить.

Вышивка нитками мулине на ткани для начинающих – хороший способ научиться чему-то новому и отдохнуть душой. Освоить основные техники можно даже без посещения специальных мастер-классов.

Основные швы

В основе вышивки рисунков мулине для начинающих лежат следующие виды швов:

  • крестом;
  • петельный;
  • тамбурный;
  • «елочкой»;
  • иголкой вперед;
  • «просо»;
  • иголкой назад;
  • французский узелок (точка);
  • стебельчатый;
  • гладь.

Современная вышивка мулине для начинающих на одежде состоит именно из этих видов стежков.

Виды глади

Вышивка мулине гладью для начинающих начинается с покупки необходимых материалов:

  • ниток;
  • иголок (размер меняется в зависимости от толщины пряжи);
  • ножниц;
  • кальки или копировальной бумаги для переноса картинки;
  • ткани для основы.

Лучше начать с небольших и несложных мотивов: цветка, сердца, листьев.

С увеличением опыта удастся освоить пошаговую объемную вышивку мулине для начинающих и другие виды глади:

  • с настилом;
  • художественную цветную;
  • китайскую;
  • Владимирскую.

Для большего удобства мастерицы рекомендуют наносить на ткань не только рисунки, но и направляющие линии. Это поможет соблюдать угол и сделает работу аккуратнее.

Метод «Роспись» для новичков

С вышивкой мулине на канве методом «Роспись» справится даже тот, кто впервые взял в руки иголку и нитки. В этом случае цветная схема уже нанесена на полотно. Все, что остается сделать – вышивать ровные крестики и следить за оттенками используемых нитей.

Обычно в набор входят канва с рисунком (можно выбрать разные размеры), пряжа разных цветов и подробная инструкция с порядком выполнения работы.

Рисунки для новичков

В интернете можно найти простые рисунки для новичков, а затем постепенно усложнять задачу и перейти к созданию объемных роз или целых картин. Нужно только немного терпения.

Каждая рукодельница хочет осваивать всё новые и новые способы вышивки. А какие виды вышивки вообще существуют? В статье решила рассказать о них и показать примеры работ.

  1. Вышивание атласными лентами
  2. Вышивание гладью
  3. Вышивание крестиком
  4. Работы с 3d-эффектом
  5. Вышивка бисером
  6. Вышивание без иглы

Большинство рукодельниц поражается огромному множеству направлений вышивания. Мастера столетиями изобретали сотни оригинальных стежков, экспериментировали с материалами и объединили знания, умения, опыт в определенном виде творчества. Рассмотрим наиболее популярные виды вышивки у российских искусниц.

Вышивание атласными лентами

Рукодельницы вышивают лентами на плотной тканевой основе. Чтобы получить сюжет, мастерицы загибают ленту, делают определенные стежки, закрепляют с изнанки швейными нитками, пришивают отдельные элементы. При создании картин некоторые элементы наклеиваются термоклеем.

Вышивка лентами подразумевает несколько направлений:

  1. полный отшив;
  2. частичное вышивание;
  3. по собственному замыслу;
  4. на принте.

Интерес к данному рукоделию объясняется следующими моментами:

  • яркая цветовая гамма атласных лент;
  • оригинальность сюжета;
  • объемность картин;
  • быстрота процесса;
  • необычные техники выполнения стежков;
  • объединение нескольких вышивальных техник.

Начинающим мастерицам стоит поработать с готовыми наборами, освоить основные швы, а затем пробовать создавать свои сюжеты. Помимо картин, открыток можно создавать украшения, игольницы, шкатулки, различные сувениры.

На заметку! В освоении данного рукоделия помогут доступные для понимания видео-уроки Татьяны Улановой. На ее программу приходят опытные мастерицы, которые показывают авторские приемы вышивки , делятся рукодельными наработками.

Вышивание гладью

Гладь порою называют рукодельной живописью. Ровные стежки, плавные переходы нитками мулине , создание эффекта 3d — ничуть не уступают шедеврам художников. В отличие от предыдущего рукоделия для глади требуется тонкая ткань, иглы, копировальная бумага, нитки. Схема переводится на материю, а затем части заполняются стежками. Здесь важно следить за направлением нитей, их плотностью прилежания, способам наложения слоями.

В данном рукоделии стоит перечислить следующие подвиды:

  1. Простая гладь. Лучший вариант для начинающих искусниц. Узор заполняется двусторонними стежками, где сюжет на лицевой и изнаночной стороне одинаковый. Работа получается очень плотной и создает выбитый, объемный образ на тонкой материи.
  2. Белая вышивка — это работа такими же по цвету нитками на светлом ситце, бязи. В старину создавали этими узорами одежду, постельное белье, скатерти. Сейчас многие мастера создают монохромные картины, занавески, наволочки. Объем создается за счет настила, первого слоя, поверх которого выкладываются поперечные стежки.
  3. Владимирская гладь представляет собой 4-цветные узоры. Причем можно использовать все основные цвета или ограничиться желто-красным, сине-зеленым колором. Простые узоры заполняются длинными, короткими стежками.
  4. Художественная вышивка представляет собой цветную гладь. Именно это направление требует мастерства, художественный вкус и терпение. Сочетание разных оттенков палитры, видение наклона стежков придает реалистичный вид птицам, животным, позволяет ощутить шелест листьев, брызги волн. Неряшливое вышивание гладью сразу бросается в глаза, поэтому нужно оттачивать свое мастерство.
  5. Китайская «живопись» — образец рисования на ткани иглой . Умельцы вышивают шелком мелкими стежками, чтобы создавать плавный переход между цветами или слоями. Это направление использует для каждого элемента десятки оттенков палитры.

Важно! Начинающим мастерицам стоит помнить, что сильно натянутые стежки в вышивке деформируют тонкую материю. С этой целью нужно использовать хорошие пяльцы, которые крепко держат ткань в процессе работы.

Вышивание крестиком

Крестик любят не только женщины, но и мужчины. Мастера придумывают авторские способы вышивания, экспериментируя с основой, мулине, инструментами. Так, креативные умельцы канву и равномерку заменили металлом, деревом, пластиком. Необычно красиво выглядят вышитая в этой технике посуда, кухонная утварь, садовые инструменты, забор, утюги, стулья, крышки от унитаза, металлические украшения.

Помимо декоративного направления существуют и другие виды вышивки крестом :

  • объемная;
  • машинная;
  • частичная;
  • полная;
  • по видам стежкам и ниток;
  • ручная .

Объемное вышивание предполагает работу на пластиковых деталях. Производители предлагают готовые наборы сувениров. Смысл данного направления в том, чтобы отшить по отдельности детали предмета, а потом соединить их потайным швом.

Огромный спектр вышивальных машин позволяет воссоздать любую схему швейными нитками . Можно придумать свой узор и задать соответствующую программу. Такое оборудование стоит дорого, но позволяет в короткие сроки создавать самые сложные картины.

Мастерицы любят заказывать недорогие наборы с частичным отшивом из Китая. Это принт с нанесенной схемой. Вышивается передний план, а задний остается нарисованным. Такие работы создают образ художественной живописи.

Полный отшив предполагает следующие виды вышивок : на чистой равномерке и канве с нанесенным рисунком. Первый вариант предполагает разлиновку на квадраты специальным маркером и поэтапное вышивание по схеме. Во втором случае цветная схема уже нанесена на плотную канву, остается лишь подбирать мулине и вышивать крестом. При покупке канвы с нанесенным сюжетом обратите внимание, чтобы рисунок ложился ровно в квадратики, иначе можно ошибиться.

По основным стежкам различают полный крестик и полукрест. Картины дополняют также французским узелком, бэкстичем, третьей и четвертой частью крестика. Эти способы вышивки нитками позволяют подчеркнуть некоторые элементы сюжета: складки на одежде, черты лица, тычинки, ягодки. Оригинальность достигается путем разных видов ниток: шерсть, шелк, лен, меланж, металлик.

Работы с 3d-эффектом

Упрощенный вариант объемных работ представлен наращиванием «скелета». Этот способ используют новички. На схеме к нужному элементу пришивается ткань, поролон, проволока, то есть любой материал, который придает нужную форму. Затем этот корсет заполняется двусторонней плотной гладью. Таким способом создаются стволы, стебли, листья, лепестки, одежда, натюрморт.

Существуют еще объемные виды вышивания. Работы данного направления неповторимы 3d-эффектом: выпуклые цветы, ожившие насекомые, растения… Мастера из проволоки создают необходимую форму, закрепляют положение на ткани стежками и булавками. Далее отшивают гладью каждый элемент. Затем обрезают все детали, соединяют на картине нитками или термоклеем. Эти работы требуют огромного терпения, кропотливости, так как тщательно вышивается как задний, так и передний план картины.

Вышивка бисером

Вышивание без иглы

Многие не знают, как называется вышивка на ткани с длинными стежками и относят его к одному из подвидов вышивания иглой. Но ковровая техника создается на крупной сетке, толстой пряжей и специальным инструментом, который захватывает нить на лице, а закрепляет ее на изнанке. Производители предлагают большой выбор мини-ковров, наволочек, хотя профессионалы разрабатывают свои сюжеты, используя под основу плотную ткань.

Также многие новички к вышиванию относят алмазную вышивку. Однако здесь специальным инструментом квадратные или круглые стразы наносятся на клеевую основу. Название же данное рукоделие получило из-за совпадения цветовой гаммы алмазов с палитрой мулине DMC.

Мастерицы постоянно вносят свою изюминку в рукоделие. Перечисленные виды не раскрывают всего многообразия творчества. Какие бывают вышивки еще? Болгарская, ирландская, русская вышивка, ришелье, хардангер… Производители товаров для творчества предлагают огромный ассортимент наборов для самовыражения. Новичкам стоит обратить внимание на небольшие работы или с частичным отшивом, чтобы не отправить процесс в «долгострой».

А каким рукоделием занимаетесь вы? Мне важно ваше мнение, напишите свой комментарий.

Вышивки делятся на счётные (вышиваются по счёту нитей ткани) и свободные (вышиваются по контуру рисунка свободными швами без счёта).

Счётные вышивки удобнее делать по полотну и другим тканям полотняного переплетения, на которых нетрудно производить отсчёт нитей.

Счётными швами обычно вышивают рисунки геометрического характера (с прямыми линиями).

Свободные швы позволяют вышивать рисунки с криволинейными контурами на любых тканях.

Счётные вышивки (большинство старинных народных швов) делятся на сквозные, или строчевые (выполняемые из ткани, разреженной путём выдёргивания нитей), и вышивки по целой ткани.

Сквозные счётные вышивки

Мережки — узкие строчевые вышивки, которые делают по выдернутым нитям.

Все мережки вышиваются на пяльцах слева направо катушечными нитками (№ 40, 50, 60, 80). Мережка применяется не только как самостоятельный вид вышивки, но часто входит в различные виды других вышивок.

Нитка в мережках закрепляется следующим образом: для первого стежка иглу пропускают между нитями будущего столбика и вкалывают в материал за 2-3 нити от края мережки. Затем рабочую нитку кладут петлей справа налево, подхватывая на иглу 4 нити мережки, и затягивают петлю (рис. 1, а).

Чтобы подшить край изделия мережкой, необходимо обрезать его ровно по нитке. Для этого выдёргивают с края ткани первую цельную нить и по её следу обрезают ткань.

Затем определяют ширину рубца; если ширина его должна быть 2 см, мережку начинают продёргивать на расстоянии 4,5 см от края, оставляя место для подрубання рубца.

Когда подрубается скатерть или салфетка, то выдёргивают по одной нити на всех четырёх сторонах ткани, для чего иголкой прокалывают в двух противоположных углах скатерти по дырочке, подрезают в точках прокола одну нить утка и основы, подрезанные нити осторожно натягивают и подрезают их с другого конца в тех местах, где они пересекутся.

Затем на всех четырёх сторонах ткани выдёргивают ещё но 3-4 нити в зависимости от ширины мережки. Ход рабочей нитки (т. е. нитки, которой шьют) показан на рисунках.

К простейшим мережкам относятся: столбик (рис. 1, б; цифрами показан ход рабочей нитки), «козлик» (рис. 2), «жучок» (рис. 3); сложнее — мережка «подстрочка» (рис. 4; цифрами показан ход рабочей нитки) и сновочные мережки. Пустые углы, получающиеся в местах соединения продольных и поперечных мережек, заполняются «паучками» (рис. 5).

Рис. 3. Мережка «Жучок»

Рис. 4. Мережка «подстрочка»

Рис. 5. Мережка «Паучок»

Основой этого вида вышивки является сетка, на которую наносится рисунок.

Сетка подготавливается следующим образом: по контуру будущего узора выдёргивается одна нить, по ней пропускают иголкой цветную нитку, считая при этом захватываемые иголкой нити ткань, например три на иголку, три под иголку.

После этого ткань вставляется в пяльцы; поднятые на цветную нитку продольные и поперечные нити ткани подрезаются и выдёргиваются.

Затем производят перевивку сетки рабочей ниткой по диагонали (рис. 6 — начало вышивки).

Более простые приёмы заполнения сетки: настил — переплетение нитками клеточек в одном направлении (рис. 7).

Рис. 6. Строчка-перевить

Одинарная — заполнение клеток сетки одним горизонтальным и одним вертикальным стежками (рис. 8), причём в каждой клетке образуется крестик.

Сначала поверх сетки прокладывается и обвивается на местах пересечения сеткой один стежок, второй стежок прокладывается параллельно первому н тоже обвивается и т. д.

В каждой клеточке сетки получается по два вертикальных и два горизонтальных стежка (рис. 9).

Паутинка — нитка, перевивая сетку, одновременно делает в её клеточках воздушные петли, двигаясь по диагонали то направо вверх, то налево вниз (рис. 10).

Рис. 10. Паутинка

Стлань — штопка по неперевитой нитке, создающая впечатление ненарушенной ткани. В народной вышивке среднерусской полосы сочетается обычно с цветной перевитью.

Фигуры рисунка выполняются стланью, а фон — плотно (в несколько раз на каждом столбике) перевивается цветными, преимущественно красными, нитками (рис. 11).

Тема: Виды художественного творчества. Художественная вышивка. Инструменты и приспособления для вышивания. Выбор ткани и ниток.
Цели урока:
1. Образовательная — ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями, расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия, сформировать навыки по организации рабочего места.
2. Развивающая — развитие мышления (анализировать, сравнивать, обобщать), сенсорные и моторные навыки.
3. Воспитательная — прививать интерес к культуре и искусству Родного края, воспитание трудовой дисциплины, воспитание эстетических взглядов.
Методы обучения: Устное изложение нового материала, беседа, демонстрация на¬глядного пособия, показ образцов.
Объект работы: образцы вышивок.
Наглядно-иллюстративный материал: образцы вышивок, плакаты, образцы изделий.
Оборудование, инструкции, материалы: учебник, рабочая тетрадь, набор ручных ин¬струментов, пяльцы, карандаш, сантиметровая лента, нитки мулине, калька, ткань для вы¬шивки, плакат «Виды ручного рукоделия».
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: литература, история.
Профориентация: профессия вышивальщицы.
Время: 2 урока по 45 минут.
Ход урока:
I. Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Изучение нового материала.
Могут руки людей сделать чудо любое;
И по белому полю могут выткать цветы
И по синему небу вышить солнце золотое,
Чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и мастерства
И я вышью такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота!
Вышивание — старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех наро¬дов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бе¬режно сохранявших все ценное. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-XII вв. Это фрагменты одежды, украшенные узора¬ми, выполненными золотыми нитями.Традиции вышивального искусства постоянно развивались в XIV-XVII вв. Вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихо¬да. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Вышивание было распространено в основном среди женщин из знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания стало распространяться повсеместно. С XVIII-XX веков оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий де¬вушек-крестьянок. Одежда женская отличалась от мужской украшениями и вышивкой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине — вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке.(Приложение№2)
Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подар¬ки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мас¬терстве и трудолюбии невесты. В течение нескольких столетий отрабатывались и улучшались узоры и цветовые ре¬шения, создавались новые образцы вышивок с национальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиции. Сохранялись секреты ручной художественной вышивки и передавались в семье от матери к дочери. В наше время эта связь потеряна. В русской вышивке используются в ос¬новном геометрические орнаменты, растения, животные. Вышивание может быть плоско¬стным, орнаментальным и декоративным. Кроме того, различают вышивание машинное и ручное. На машине можно выполнять ажурную вышивку и цветную гладь. При объяснении рассматриваем рисунок 51 в учебнике.

Инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы, карандаш, а также копировальная, миллиметровая бумага и калька (см. рис. 53, 54 на с. 98, 99 в учебнике). Иглы для вышивания применяют короткие с удлиненным, но широким ушком № 1 и 2. Толщина иглы зависит от материала, на котором делается вышивка, и толщины (номера) ниток. Длина нитки не должна превышать 50-60 см. Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань, он предохраняет палец от уколов иглой. Ножницы лучше иметь двух видов: маленькие (длиной 10-12 см) с загнуты¬ми концами — для подрезания нитей и большие — для раскроя. Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани. Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения ее от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые, деревянные или пластмассовые. Для работы удобнее круг¬лые пяльцы, они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой.(Приложение№1)
Миллиметровая бумага нужна для составления орнаментов. Калька используется для подготовки рисунка к переводу на ткань. Орнамент с оригинала сначала переводят на каль¬ку, а с кальки на ткань. Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.

В этом разделе я назову основные термины и понятия в вышивке, пусть это будет так называемая «азбука вышивки».

Зачастую начинающие вышивальщицы, сталкиваясь с непонятными «каунт», «петит» и «пасма», вынуждены искать определения этих терминов по всему интернету. Предлагаю здесь определиться с основной терминологией, а подробности мы рассмотрим с картинками в рубрике «Уроки вышивания».

Основные материалы:

Канва — ткань, на которой мы вышиваем, бывает:

  • обычная, когда нити канвы переплетены в виде небольших квадратиков, облегчающих вышивку крестиком;
  • равномерного переплетения, когда нужно отсчитать две ниточки вдоль и две ниточки поперек, чтобы получился крестик;
  • выдергивающаяся канва — она накладывается на ткань, вышивается рисунок, а потом по ниточке выдергивается,
  • водорастворимая — более удобный вариант выдергивающейся;
  • страмин – жесткая канва с нанесенным рисунком, обычно отличается большими квадратами для крестиков;
  • пластиковая канва — для создания фигурных вышивок.

Каунт — это размер канвы, обозначенный обычно цифрами 14, 16, 18 и так далее… Самая «простая» для новичка канва с каунтом 14, на ней хорошо учиться вышивать. Как определить размер канвы? Подробно я рассказала об этом в отдельной статье, а тут напишу коротко. Нужно сосчитать количество нитей (или блоков) в участке канвы, размером 2,5 на 2,5 см. Количество нитей (блоков) будет цифрой каунта. Чем больше число каунта, тем меньший крестик получится, а значит, более качественная прорисовка деталей гарантирована.

Мулине — хлопковые ниточки. Сейчас существует несколько производителей мулине, которые предлагают вышивальщицам богатую цветовую палитру не только хлопкового мулине. Есть ещё:

  • мерсеризованное (специально обработанные для придания гладкости и блеска),
  • металлизированное (с небольшим вкраплением блестящей «металлической» составляющей),
  • меланжевое (с изменяющимся оттенком или даже цветом нити на протяжении мотка).

Пасма — моток ниток мулине. Чтобы вышивать, нужно отделять от основного мотка из 6 ниточек подходящее под канву количество ниточек (обычно вышивают в две ниточки).

Пяльцы — специальная рамка (зачастую в форме круга, но могут быть и овальными, квадратными и прямоугольными), на которую туго натягивают канву для вышивания. Бывают с винтом и без оного, пластиковые или деревянные. Особый вид пялец – Q-snap, это полностью разборные квадратные пяльцы, которые закрепляют ткань специальными зажимами типа клипс.

Способы вышивания:

Мы не говорим о вышивке гладью или гобеленах, — это всё-таки отдельная история… А вот что касается вышивки крестиком…

Ассизи — способ вышивания, при котором рисунок образуется не от вышитых крестиков, а от пустого пространства.

Блекворк — вид вышивки счетным крестом, в которой используется только черный цвет нити на светлой ткани.

Несчётный крест — вышивание по контуру, нанесенному на ткань, считать крестики при таком виде вышивки необязательно

Печатный крест — полностью нанесенный на канву рисунок

Счетный крест — вышивка на канве по специальной схеме, предполагает «подсчёт» крестиков

Виды стежков:

Здесь я лишь перечислю основные стежки и укажу их назначение. Подробную технологию вышивания этих стежков рассмотрим в отдельных видео-уроках.

Назад иголку (он же «бэкститч» или не совсем правильная, но популярная, транскрипция «бэкстич») — этот шов применяется для создания контуров, выделения деталей сюжета.

Неполный стежок (дробные) — это для стежки в ½-креста (полукрест), ¾-креста, ¼-креста. Используется для более тщательной прорисовки деталей, придания естественной округлости формам.

Петит — уменьшенный 1:4 крестик: на расстоянии одного крестика выполняется 4 небольших. Используется для вышивки лиц людей, открытых частей тела – подчеркивает тонкость и изящность линий.

Французский узелок — объемный стежок, для «точечного» выделения фрагментов; единственный допустимый узелок в вышивке крестиком.

Этот необычный вид рукоделия объединяет в себе изобразительное искусство и вышивку. В качестве основы тут используется плотная бумага или картон, а роль линий выполняют цветные нити. Работать в технике изонити гораздо проще, чем вышивать по ткани, а в результате получаются изображения, удивляющие своей оригинальностью и непохожие ни на что другое.

Изонить — это техника декоративно-прикладного искусства, при которой изображения создаются при помощи нитей, протянутых в разных направлениях и зафиксированных на твёрдой основе. Эту технику ещё называют ниточным дизайном, нитяной графикой, стринг-артом или изографикой.

Рисунки, создаваемые нитями, могут быть очень разнообразны — от простых узоров из небольшого количества стежков до виртуозных произведений, в которых сотни нитей и тысячи их пересечений образуют сложные изображения, заставляющие восхищаться мастерством их авторов.

Сегодня можно выделить два самых популярных направления нитяной графики. Одно чаще называют стринг-артом, от английского string — «нить» и art — «искусство». В стринг-арте рисунки делают на основе из дерева или другого плотного стабильного материала. Нити натягиваются на вбитые в основу гвоздики, штифты или другие подобные крепления. Обычно именно этим способом мастера создают сложные картины, выглядящие настоящими произведениями искусства. Впрочем, на основе из дощечки и гвоздей можно делать и простые рисунки.

Для обозначения второго способа обычно используют непосредственно термин «изонить». Это тоже рисование нитями, но не по дереву, а по картону или плотной бумаге. В данном случае нитки не цепляются за гвоздики, а протягиваются сквозь отверстия, сделанные в основе. Поэтому этот способ больше похож на вышивку. Именно ему и посвящён наш рассказ.

Несмотря на то что искусство рисования нитями существует достаточно давно, терминология ещё окончательно не устоялась. Где-то, особенно в зарубежных источниках, изображения на дереве могут называть изонитью, а вышивку по картону — стринг-артом. Но в русскоязычном рукодельном сообществе закрепились описанные выше названия, поэтому мы будем придерживаться их.

По одной из распространённых версий, основы техники получения изображений из натянутых нитей были заложены в XVII веке в Англии. Считается, что её изобрели создатели рисунков для тканей. Чтобы получить геометрически правильные эскизы узоров, ткачи вбивали в дощечки гвозди и в определённых направлениях протягивали между ними нитки. То есть занимались тем, что сегодня называется стринг-артом.

Вторая версия называет изобретательницей техники англичанку Мэри Эверест Буль, которая жила и работала в Англии в XVIII — начале XIX века (кстати, гора Эверест была названа так по имени её дяди, географа Джорджа Эвереста). Мэри была женой математика Джорджа Буля и увлекалась этой дисциплиной сама. Она преподавала математику, разработав собственные приёмы обучения, которые делали алгебру и геометрию более наглядными, доступными и понятными для учеников. Одним из методов, которые применяла Мэри, была та самая вышивка по картону: так преподавательница объясняла детям основы геометрии.

Если говорить об изонити, где в качестве основы используется картон или плотная бумага, применение этой техники распространяется на множество изделий, которые можно изготовить из этих материалов. Декоративные фигурки, коробочки, шкатулки, закладки, открытки и приглашения, оформление альбомов, авторских блокнотов и записных книжек, как готовых, так и сделанных своими руками, — продолжить список вы можете сами, проявив фантазию и изобретательность. Самым же популярным способом применения изонити является изготовление декоративных панно и необычных интерьерных картин: они будут хороши и как украшение вашего дома, и в качестве подарка.

Техника изонити считается довольно несложной, например, ей часто учат детей в школе или на дополнительных занятиях. Но, попрактиковавшись, в вышивке по картону можно достичь впечатляющих высот, научившись создавать довольно затейливые и очень красивые изображения.

Начинать, конечно, лучше с чего-то простого. Поищите в интернете или соцсетях мастер-классы со схемами и видео, купите книгу или журнал для начинающих. Способов выполнения работ множество — найдите варианты для новичков.

Всё, что нужно для работы, обычно без труда можно обнаружить дома. В качестве основы можно брать практически любую плотную бумагу (ватман, альбомные листы, бархатную бумагу и так далее) или картон, белый либо цветной. Также понадобятся нитки: подойдут, например, обычные цветные швейные, «Ирис», мулине. Ещё потребуются игла для ручного шитья, ножницы, шило, линейка и карандаш. Могут пригодиться скотч и клей ПВА.

Найдите изображение, которое вам захочется повторить, и дерзайте. Выполнив несколько несложных работ и поняв принцип расположения нитей, вы сможете самостоятельно придумывать рисунки и воплощать свои идеи, «рисуя» нитью по картону.

Создание работ в технике изонить — достаточно медитативное и расслабляющее занятие. Как и другие рукодельные хобби, оно помогает отвлечься от проблем, успокоиться, минимизировать последствия стрессов и просто приятно провести время. Но это ещё не всё. Так как принцип изонити основан на законах математики, это рукоделие стимулирует мыслительные функции, в частности — помогает улучшить пространственное мышление, логику и память. Ещё один плюс — развитие мелкой моторики, точности, аккуратности и внимания.

Наконец, доступность приёмов техники помогает без труда освоиться в выполнении рисунков и быстро прогрессировать, достигая новых наглядных результатов. Это даёт чувство удовлетворения, помогает ощутить радость творчества и в целом улучшает самооценку и способствует поддержанию ровного позитивного настроения.

Ссылка на основную публикацию