Сегодня вышивка ручной работы — актуальное направление в современном искусстве. Интересно наблюдать за эволюцией различных техник вышивки, зная, что это ремесло — одно из древнейших. Орнамент, изображения растений и животных, антропоморфные образы, религиозные сюжеты и бытовые сценки, советские символы и герои находили отражения в вышивке золотой нитью, гладью или по полотну. До XX века вышивка была как домашним ремеслом, так и выполнялась на заказ; на рубеже XIX–XX веков в различных регионах России стали появляться первые вышивальные промыслы, многие из которых актуальны и сегодня и вдохновляют современных дизайнеров и художников.
Вышивка была своеобразным оберегом, украшала народный костюм, полотенца и скатерти, а в советское время — масштабные панно. В актуальных предметах искусства вышивка оформляет ткани, «мягкие скульптуры» и целые инсталляции, а художники экспериментируют с материалами и техниками.
Текстильная коллекция — одна из самых значительных в собрании Всероссийского музея декоративного искусства. Образцы крестьянской вышивки XIX — начала XX века, предметы монастырской, помещичьей и городской вышивки представляют большой исторический и художественный интерес и становятся ценными приметами жизни того или иного периода или региона.
О типах швов и орнаментальных мотивах, цветовых сочетаниях и материалах, а также о локальных и региональных различиях народной вышивки мы поговорим с хранителем отдела тканей Натальей Нечай в рамках цикла «Говорит хранитель».
Лектор: Наталья Нечай, хранитель фонда вышивки отдела тканей Всероссийского музея декоративного искусства.
/ 30 ноября в 19:00
«Калужская вышивка. От древних символов до советской символики»
Калужская вышивка отличается яркостью и своеобразием. В этом регионе была распространена ажурная техника — «цветная перевить», или «красные вырезы», как еще ее называли. Узоры калужских мастериц долгое время сохраняли архаические образы: многочисленные всадники, так называемые «куколки», «павы» украшали одежду и бытовые предметы. Произведения калужских мастериц отличаются красочностью и контрастностью. В советское время этот вид техники был не просто сохранен, но и дополнен новыми типами сложных швов. Новые образы, характерные советскому времени здесь соседствовали со старинными мотивами ранних вышивок. Как менялись орнаменты калужской вышивки от домашнего ремесла до развития промысла можно будет узнать на лекции.
/ 14 декабря в 19:00
«Мстерская вышивка»
Мстерская вышивка отличается невероятной тонкостью и изысканностью. Этот вид гладьевой техники был широко распространен в разных регионах России. В этой технике профессиональные мастерицы выполняли на заказ так называемое «городское приданое», куда входили изящные подзоры, белоснежные наволочки, носовые платки и расшитые тонкими цветами и травами полупрозрачные воротнички для платьев.
Посетители лекции смогут увидеть не только ранние образцы вышивки, но и редко демонстрирующиеся крупные агитационные панно, созданные все в той же изысканной бельевой технике мастерицами Мстеры в ХХ веке.
/ 25 января в 19:00
«Золотная вышивка Торжка. Крестецкая строчка»
Посетители лекции узнают о произведениях золотного шитья, созданных в Торжке в конце XIX — начале ХХ веков и в советское время. Смогут рассмотреть уникальную парадную скатерть из белого сукна «Орден Победы», созданную в послевоенное время, проследить, как менялась и дополнялась техника вышивки со сменой стилей в 1950-е – 1970 –е гг. Мы также поговорим об уникальной технике крестецкой строчки, которую многие путают со сложным ажурным кружевом.
Что буду здесь я вышивать?
Помилуй, Господи, направи
Меня, работу всю управи,
Чтоб радость ближним доставлять.
Е.Краснова.
С егодня наш рассказ пойдет о городецкой золотной вышивке. Городец это не только пряники и роспись, но и особый вид золотного шитья. Именно продолжателем традиций древнерусского золотошвейного искусства и стала городецкая золотная вышивка. Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спрядённую нить, которую так и называли прядёной. Позже стали изготавливать прядёную нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название «скань». Произведения шитья всегда ценились очень высоко и веками бережно хранились, передаваясь из поколения в поколение.
Изделия вышивальщиц с успехом экспонировались на российских и международных торгово-промышленных выставках в Нижнем Новгороде, Париже (1896 и 1900 гг.).
Городецкие мастерицы и по сей день сохраняют традиции орнамента сказочных «размётных трав» или растительных мотивов. Излюбленные темы городецкой вышивки – длинные тонкие петли листьев и маленькие блестки вместе с просвечивающим ярким фоном шёлка создают необычную среду узора, через которую проступают крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда – символа благополучия.
На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI в., но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV в. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.
Издавна в Городце и районе была известна ручная вышивка. Откуда пошёл этот промысел? В 1880 г. он был занесён в Катунки и Городец из соседнего Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Для промысла требовался несложный инвентарь: маленькая четырехугольная рамка, на которую натягивалось полотно, ножницы и иголки. Промысел разделялся на два отдельных рода работы: дерганье и строчка (одни дергали, другие строчили). Виды строчки были очень разнообразны. Сначала появилась строчка в одну мушку, позднее – кубами, звёздами, в две мушки, гипюрная, ажурная, японская. Общих мастерских не было. Каждая мастерица работала у себя на дому.
В Городце широкое распространение получила ручная вышивка гладью с приёмами золотного шитья. В то время в городе носили шитые золотом кафтанчики. Они состояли из сборчатой куртки без рукавов на проймах и сплошь зашивались золотыми узорами. На вышивании головных платков специализировались жители старообрядческих заволжских скитов. На юге от Нижнего Новгорода в Арзамасском уезде промысел существовал в сёлах Выездное, Ковакса, Чернуха. Вышивкой праздничной женской одежды занимались мастерицы Алексеевской женской общины г. Арзамаса. Старообрядки носили и платки, и сарафаны тёмного цвета: синего, коричневого, фиолетового, бордового.
Косынка – головка, шелк, золотое шитье. Конец XIX век Косынка головка, Нижегородская губерния
Платки, например, выполнялись в технике золотного шитья по шёлку. Края платков обшивались серебряной бахромой. Золотой узор украшает всю поверхность платка. Блестящей металлической нитью вышивались цветы, листья, ягоды. Такой платок повязывали за два угла и не завязывали узлом, а скалывали булавкой.
Из дальних семёновских и ковернинских деревень приезжали за платками в Городец, где жили мастерицы, вышивавшие такие платки. Часто встречались шитые золотом повязки – «головки», где шитый узор приходился на лбу и украшал концы платка на спине. И отсюда, от мастериц-старообрядок, берёт свой исток городецкая ручная вышивка гладью с приёмами золотного шитья.
Далеко не каждая мастерица могла освоить технологию полюбившейся всем золотной вышивки – цветы-розетки, раскрытые розы, листья, гроздья винограда. Орнаменты золотного шитья вышивались по вырезанному из бересты шаблону – «карте». После того, как «карту» зашивали металлическими (золотыми или серебряными) нитями, узор приобретал чёткие очертания и рельефные формы. Лучшие мастерицы знали более 100 усложненных вариантов вышивки только в технике узорных прикрепов, а также старинный петельный шов («на аксамитное дело»), состоящий из золотых или серебряных упругих петель, густо заполняющих основные мотивы орнамента и многие другие уникальные техники вышивки.
Городецкая золотная вышивка
Мастерицы Городца славились своим умением украшать золотным шитьём платки, сарафаны, душегреи, предметы культового обихода. Ткани – шёлковые, шерстяные, бархатные –отбирались особенных тонов – лиловые, сиреневые, чёрные, вишнёвые, реже – белые, что придавало изделиям особенную изысканность.
В первые послереволюционные годы вышивальщицы стали объединяться в артели, наиболее крупным предприятием в Городце была артель «Швейник», 1928 г.
Солдатский кисет времен ВОВ
Прикладывали к ним записки: «Самому отважному бойцу». Одна из таких записок соединила судьбы фронтовика и швеи.
Сохранить все это наследие в наш век всеобъемлющей автоматизации и новых материалов не просто. Вышивают сейчас не золотом, редко — нитью с позолотой. Но современные городецкие златошвейки и по сей день не растеряли секреты мастерства и сохраняют традиции орнамента сказочных «разметных трав» или растительных мотивов, раскрывающих красоту окружающей природы. Городецкие мастерицы великолепно владеют труднейшим ремеслом золотого шитья и тонко чувствуют декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток.
В любом произведении городецких мастериц наблюдается большая затейливость в использовании простых и сложных технических приемов вышивки. Поэтому то, всегда и будет поражать нас необыкновенная красота, необычность и многообразие народной вышивки, ее пленительность, жизнелюбие и любовь к родному краю.
ВЫШИВАТЬ, вышить что, шить по чему либо узоры шерстями, шелками, бумагой, золотом и пр. Вышить воротник. Вышить узор по бархату.
| Вышить бумагу из дела, канцелярское выпороть и вынуть ее. По ткани вышивают: по канве крестиками, или одностежкой; от руки: гладью, тамбуром, крючком, золотом, бисером и пр. -ся, ·возвр. и страд. Вышиванье ср., ·длит. вышитие ·окончат. вышивка жен., ·об. действие по гл.
| Вышивка также самый предметь, шитье, вышитый узор. Вышивной, шитый, вышитый. В торговле различают вышивной и вышитый товар: первый — мелкие вещи женского убора, шитые по прозрачным тканям; второе — плотные или цельные ткани с вышивкою. Вышивочный, до вышивки или вышиванья относящийся. Вышивковый, до вышивки или вышитого относящийся. Вышивальный, к вышиванию относящийся, для того служащий. Вышиватель, -ница, вышивальщик, -щица, вышавальница, кто вышивает, шьет по ткани, коже и пр. Вышивала ·об. то же. На суконных фабриках держат особых вышивальщиц, а в модных магазинах вышивальниц.
Толковый словарь Даля . В.И. Даль. 1863-1866 .
Смотреть что такое «ВЫШИВАТЬ» в других словарях:
вышивать — выстегивать, шить, расшивать Словарь русских синонимов. вышивать расшивать; шить (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
вышивать — ВЫШИВАТЬ/ВЫШИТЬ ВЫШИВАТЬ/ВЫШИТЬ, расшивать/расшить, шить … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ВЫШИВАТЬ — ВЫШИВАТЬ, вышиваю, вышиваешь. несовер. к вышить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
вышивать — ВШЫШИТЬ, шью, шьешь; шей; итый; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Вышивать — Иск во изготовления тканей и вышивки достигло в древнем Израиле высокой степени мастерства (см. Исх 35:35; 36:8,35 и др.). Евр. вышитые одежды славились на Древнем Востоке. Вышитая дорогостоящая одежда упомянута в Суд 5:30; Пс 44,15 (в последнем… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Вышивать — несов. перех. и неперех. 1. перех. Посредством особого шитья делать на чём либо узор, изображение и т.п. 2. Украшать узорным шитьём (ткань, кожу и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
вышивать — вышив ать, аю, ает … Русский орфографический словарь
вышивать — (I), вышива/ю, ва/ешь, ва/ют … Орфографический словарь русского языка
вышивать — ВЫШИВАТЬ, ВЫШИВАТЬСЯ см. Вышить … Энциклопедический словарь
ВЫШИВАТЬ — вести себя недостойно … Язык Одессы. Слова и фразы
Рассмотрим ниже самый не сложный узор для людей, которые впервые себя попробуют в качестве вышивальщика.
Узор для новичков носит название «Наплечный узор». Такое название узор получил благодаря тому, что наиболее презентабельно смотрится на плечах, карманах, рукавах. Вышитый бисером наплечный узор будет очень гармонично и красиво смотреться на простой белой или черной классического кроя блузе, деликатно дополнив ее женственностью, и лоском. Наплечный узор часто фигурирует на традиционных славянских рубахах.
Инструкция по вышиванию узоров
Для того чтобы вышить самый простой из всех узоров, наплечный, и овладеть данной техникой, необходимо приобрести черный и белый бисер, и бисер золотого цвета. При этом, важно, чтобы белый и черный бисеры были матовыми, а золотой глянцевым. Помимо того, приготовьте острые ножницы, тонкие иглы. Начинать нужно с рисунка, следует перевести узор на ткань. Далее, не отступая от задуманного изначально, узора, начните вышивать. Для этого узора необходимо выучить всего два вида шва. Первый – «за иголку», и второй «вперед иголку». Если говорить о первом виде шва, то им мы заполняем полотно, используя белый и золотой бисер. Что касается второго шва, то он исполняется в черном бисере, им мы обозначаем контур, линии. Эти нехитрые швы помогут Вам научиться легко превращать простые вещи в уникальные детали гардероба или интерьера. К примеру, летом можно попробовать свои таланты на надоевшей однотонностью сумке. Вы будете единственной представительностью во Вселенной с такой эксклюзивной сумкой.
Старославянские узоры собственными руками
Для макоши необходимо приобрести ткань для вышивки крестом, либо обычную, выполненные из хлопка или льна. Ткань и нитки в данной технике используются исключительно натуральные. Оптимальный вариант в случае с вышивкой славянских оберегов, это хлопковые нити. Сперва, разделите карандашом ткань на 10 зон, то есть квадратики 10 на 10 крестиков. Вышивать следует начинать с тех мест, которые должны быть полностью задействованы крестиками. После этого, необходимо перейти к более мелким деталям. Вышивка оберегов запрещает завязывать оборванные концы нитей узелками. Для этого, используйте парное количество нитей.
Чтобы заложить первый стежок, введите иглу с изнаночной стороны и выведите на лицевую. Далее, игла вводится во второй раз, пропуская себя через петлю, и затягиваясь. Так, мы избавляемся от необходимости обрывать нити.
Для того, чтобы изнаночная сторона была красивая и аккуратная, необходимо выполнять вышивки не поворотными рядами, а целиков вышив весь рисунок полукрестиками, не обрывая нити.
Вышивание узоров крестиком для начинающих
Далее, рассмотрим простые схемы узоров для вышивания крестиком, которые способна воспроизвести даже начинающая рукодельница.
Вся работа крестиком сводится к тому, чтобы научиться смело работать с главным инструментом рукодельницы – иголкой. Для достижения данной цели, необходимо пройти следующие этапы, которые позволят освоить узоры для вышивки крестом:
- Сначала необходимо подготовить небольшой кусочек специальный канвы, на которой четко обозначены квадратики для вышивания крестиком;
- Для того, чтобы канва не разошлась, необходимо обработать ее края обычным клеем ПВА;
- Далее, надо сложить канву в четыре раза, и определиться с центральной частью;
- Предыдущий пункт был необходим потому что, как правило, работу с крестиком начинают с середины ткани. Однако, это не принципиально, если Вам удобнее начинать работу с края;
- Необходимо закрепить нить с изнаночной стороны канвы. Для аккуратности работы, используйте не узелки, а наложенные стежки;
- Приступаем к основной работе. Для образования первого стежка, необходимо проложить нить по диагонали сначала в одном направлении, затем, в другом. В итоге, мы получаем крестик. При работе с нижними стежками, нити прокладываются вправо, с верхними – влево. Если для работы выбран большой сюжет, то лучше работать над ним, начиная с нижних швов;
- Типичная ошибка многих начинающих рукодельниц заключается в сильном натягивании нити во время вышивки. При таком подходе, конечный результат Вас может сильно расстроить своей неаккуратностью и плоскостью. В целом, картина получится очень некрасивая;
- Не вышивайте в одну нить, иначе работа будет выглядеть очень тускло и блекло. Оптимальный вариант две – четыре нити в зависимости от канвы, сюжета и материала самих нитей;
- Когда творческая деятельность будет завершена, останется отмыть картину в мыльном растворе, и отпарить с изнаночной стороны, когда ткань еще будет достаточно влажная.
Четкие линии узоров в вышивке гладью
Вышивка гладью доступна новичкам в рукоделии, это простая техника, сутью которой являются ровные и косые стежки. Главное условие для качественной красивой вышивки гладью заключается в освоении четких аккуратных линий.
Основные схемы вышивки узоров гладью, применяемые рукодельницами, следующие:
- Самый простой узор для вышивки гладью называется «Вперед иголкой». Выполняются небольшие одинакового размера стежки за один проход иглы;
- Счетная гладь требует работы иглой в направлении справа налево одинаковыми стежками;
- Если стоит цель создать картину объемной, то для ее достижения используется шов «Назад иголкой». Для создания шва, нить выводят с изнаночной стороны на лицевую. Далее, необходимо проложить линию, размером в два стежка, и вернуть иглу в первичное положение. Технику при шве «Назад иголкой» можно использовать снизу-вверх и слева направо;
- Узор «Узкий валик» требует создания иглой линии, и заполнения этой линии вертикальными маленькими плотными стежками.
Мы рассмотрели основные узоры для вышивки крестиком, бисером и гладью по схемам, для визуализации которых посмотрите видео
Мы продолжаем знакомить вас с нашей коллекцией восхитительных, красочных и незабываемых дизайнов в фольклорном стиле. Когда смотришь на эту красоту, первая мысль, которая возникает в голове – «Великолепно!». Они действительно величественны и смогут украсить собой любой предмет.
А вы знаете, что в вышивку, как и в человека, можно влюбиться с первого взгляда? Чтобы проверить эту теорию достаточно просто посмотреть на Узор для машинной вышивки Польский Фольклор.
Он вызывает просто бурю эмоций, порыв к своим ярким солнечным оттенкам. От такой красоты не смогут оторваться ваши гости, если вы используете этот дизайн для украшения интерьера. Прохожие будут оборачиваться вам вслед, если вы вышьете его на одежде или аксессуарах. Главное, это иметь фантазию и схему дизайна. А дальше идеи сами посыплются на вас градом.
Узор для машинной вышивки Польский Фольклор напоминает красочное цветочное поле или жаркие летние дни. Разнообразие его оттенков просто шикарно. В двух словах такую вышивку не описать. О ней можно говорить часами.
Узор для машинной вышивки Польский фольклор
Форматы: .dst, .jef, .pec, .vip, .hus, .pes, .exp, .sew, .dat, .vp3, xxx
Сегодня мы хотим рассказать вам важную и полезную информацию. Это вышивка такого дизайна на декоративной белоснежной подушке с необычной пуговицей по середине.
Чтобы у вас получилась такая подушечка, первое, что нужно сделать — это настроиться на вышивку, забыть о всех хлопотах, сосредоточиться и зарядится позитивом. Готово? Тогда можно вышивать.
Мы будем вышивать на детали, вернее на лицевой части подушки, а после вышивки вам необходимо сшить подушку, то есть соединить все детали в готовое изделие.
Итак, вам понадобится:
~ Белоснежная хлопковая ткань средней плотности
~ Клей-спрей временной фиксации, например, Gunold KK100 или Madeira Temporary Spray Adhesive MSA 1100
~ Печатный шаблон дизайна
Чтобы вышить такую подушку в начале необходимо правильно позиционировать вышивку. Для этого можно соединить 4 узора в единый файл с помощью специальной программы. Либо использовать предоставляемый нами печатный шаблон дизайна, сделать 4 копии и разместить их на ткани в шахматном порядке близко к друг другу. А затем перенести отметки из каждого шаблона на ткань с помощью стирающегося маркера. То есть по сути в первом способе вы вышиваете дизайн один раз, а во втором 4 раза. Но, не стоит выбирать тот способ, который занимает меньше времени. Выбирайте тот вариант, который для вас более простой и понятный.
Следующим этапом станет стабилизация.
Возьмите необходимое количество отрезного стабилизатора и клей-спрей временной фиксации. Распылите клей на стабилизатор и приклейте сверху ткань. Запяльте ткань в пяльцы. Проконтролируйте, что отмеченные линии направления осей на ткани и на пяльцах сходятся в одном и том же месте. Иначе, вышивка может сместится относительно своего центра.
Установите пяльцы в машину таким образом, чтобы игла находилась в центре вышивки. Опустите лапку и включите вышивку дизайна.
Если вы используете печатный шаблон, который мы предоставляем в архиве, повторите данные действия, чтобы вышить остальные узоры.
Итак, вышивка готова.
Теперь вам необходимо сшить подушку. Чтобы сделать все правильно и не повредить вышивку, мы рекомендуем вам поискать на швейных сайтах или каналах You Tube по шитью и рукоделию, мастер-класс по пошиву декоративных подушек.
Чтобы придать вышивке еще большей оригинальности, и немного оттенить её, пришейте посередине подушки необычную декоративную пуговицу подходящего цвета и размера. Или же, чтобы украсить подушку, но сфокусировать акцент на самой вышивке пришейте пуговицу с верхом из белой ткани.
Такая вышитая подушка станет изюминкой вашего интерьера. С помощью наших фольклорных дизайнов вы сможете создать целый набор из декоративных белых подушек, где на каждом экземпляре будет разная вышивка.
Мы искренне надеемся, что наши фольклорные дизайны, включая и Узор для машинной вышивки Польский Фольклор, вдохновит вас на создание незабываемых, ярких, сказочно-красивых предметов интерьера и гардероба.
P.S. Используйте также Узор для машинной вышивки Польский Фольклор, чтобы создать оригинальную сумку, клатч, столовый набор из салфеток и скатерти, шторы на дачу, дорожки на обеденный стол и прочие предметы, которые требуют декорирования и ваших умелых ручек.
Удачной вам вышивки и творческого вдохновения! С любовью, Royal Present Embroidery.
Справиться с практически любыми дизайнерскими задачами вам поможет вышивка машинная, как вышить большую часть узоров вы можете узнать, ознакомившись с инструкцией по эксплуатации машинки. Каждая вышивальщица может столкнуться с проблемой при вышивании большого дизайна, когда весь узор не попадает в площадь пялец. Для этого необходимо знать, как стыковать вышивку. Это довольно сложный процесс, но изучив его можно будет без проблем осваивать вышивку больших дизайнов на вышивальной машине.
Как стыковать дизайны машинной вышивки
Вышивать большие дизайны, которые превышают размер пялец, идущих в комплектации машины, поможет стыковка файла, разделенного на части. Это производится путем повторного запяливания ткани для вышивки. Вся процедура состоит из двух независимых процессов: деление дизайна в вышивальной программе на отдельные файлы и их последовательная вышивка. Иногда бывает так, что дизайн уже разбит на части, но так случается не часто. Перед началом работы необходимо проверить, есть ли стыковочные строчки в файлах и продумать последовательность вышивки.
Деление дизайна в вышивальной программе
В той или иной степени вышивальные программы приспособлены для деления дизайна на файлы. Основная работа заключается в следующих шагах:
- Открыть дизайн для деления в вышивальной программе и выяснить его размер.
- Расположить пяльца на дизайне и определить части, которые входят в них и, которые не помещаются.
- При вышивке разных частей дизайна можно использовать различные размеры пялец.
- Части дизайна должны быть немного меньше пялец.
- Деление дизайна может происходить по объектам и стежкам. Первый вариант подойдет для схем, где можно без проблем разделить узор на части и возможные огрехи не будут заметными. Второй вариант будет хорошо себя зарекомендовал при вышивке картин.
- Дизайны в папке вышиваются по порядку.
Вышивка большого дизайна
Все дизайны имеют соединительные кресты, первый и последний мотив по одному, а промежуточные по два. Процесс вышивки состоит из нескольких шагов:
- файлы сохранить в формате, который может прочитать машина;
- распечатать схему в натуральную величину и вырезать фрагменты рисунка;
- расположить детали рисунка на ткани, совмещая соединительные кресты, это позволит убедиться, что дизайн помещается;
- загрузить дизайн в вышивальную машину;
- запялить стабилизатор для вышивки, сверху ткань, совмещая метки;
- вышить первый дизайн, удалить протяжки разных цветов, вынуть ткань из пялец;
- запялить следующий стабилизатор, не заправляя нить в иглу, прошить первый цвет, тем самым наметив место расположения соединительного крестика, который необходимо будет нарисовать карандашом;
- изделие с первым дизайном соединить с соединительным крестом на стабилизаторе и, запялив ткань, продолжить вышивать следующий фрагмент;
- с остальными фрагментами поступить аналогично;
- закончив вышивку, удалить протяжки, соединительные кресты, остатки стабилизатора.
Ознакомившись с различными мастер-классами, можно подобрать максимально удобный способ вышивания. Освоив простые шаги, можно будет приступать к вышивке сложных дизайнов большого размера.
Как правило, вышивкой украшались женские сарафаны, передники, подзоры и столешники. Особое место в этом ряду занимали мужчкие и женские вышитые рубахи, а также полотенца. Рубахи вышивались на все случаи жизни: от крестин до похорон. Выходя замуж, новобрачная приносила в дом целый гардероб для себя и своего суженого. Одних только полотенец считалось приличествующим изготовить не меньше сотни. Ведь полотенце в славянской традиции — не только предмет быта, но и традиционный подарок, который достойно преподнести на свадьбу, именины, почетным гостям, друзьям, крестному, священнику.
Перед свадьбой обязательно организовывалась своеобразная выставка приданого невесты, где по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие и добропорядочность будущей хозяйки молодой семьи.
Вышивка у всех народов всегда носила не только и не сколько декоративный характер. К вышитым вещам относились как к очень сильным оберегам. Причин тут несколько. Во-первых, почти у всех индоевропейских народов полотно — символ жизни, где сплетенные нити — это судьбы людей, а вышитый узор на полотне — призванная божественная помощь, оберег для того, кто пользуется вышитой вещью. Во-вторых, работа над вышивкой требует много времени и большого внимания, а значит, будет выполняться только для действительно любимого человека, что также является сильнейшим оберегом. Ну, и наконец, вышиваемые узоры обязательно несли в себе строгий смысл, послание богам и информацию для окружающих о хозяине вышитой вещи.
В течение нескольких столетий у славянских народов выработались определенные приемы вышивки, в каждой местности оформился свой характер традиционного орнамента и его колорит. Вот почему до сих пор по цветам и орнаменту вышивки можно определить, где она была выполнена.
Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Ромб с точками внутри символизировал засеянное поле, достаток, изоблие. Особенно разнообразными были очертания ромба: с выступами по углам, пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый, с попарно отходящими от его углов спиралями, и т. д. Ромбы в узорах располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой.
Кроме геометрических мотивов, в славянских вышивках встречается изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые, грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев. Не менее часто встречается в народной вышивке изображение величавых женских фигур с птицами или цветами в руках и всадников на сказочных конях.
Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женских фигур в народном искусстве всегда были наделены емкой и многозначной символикой. Так, лебеди являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты или считались символом верной любви, голуби были символом супружеской верности и счастливой семьи.
Уточки воспринимались как знак трудолюбивой хозяйки дома, были символом плодородия, а также символизировали смену дня и ночи, ведь по славянским легендам, именно уточки несли колесницу Даждь-Бога — Солнце по извечному кругу из живого мира в исподнюю страну. Особое место в славянской символике занимали фигурки водоплавающих птиц (уток) с конскими головами. Это — символ круговорота в природе, смены дня и ночи. Согласно языческим верованиям, днем колесницу Солнца несли волшебные кони, а ночью — уточки. Отсюда и возник такой образ — уточка с конской головой.
На многих вышивках присутствует символическая фигура величавой большеголовой женщины в широкой юбке с поднятыми вверх или схематично подогнутыми вниз и к себе руками. Это образ богини Макоши, считавшийся у древних славян богиней плодородия, женского рукоделия, покровительницей дома и его хозяйки. О роли Макоши в славянском пантеоне богов красноречиво свидетельствует русская поговорка — отмолвка: «Это все Макошь ткала, пока я на полатях спала!» Таким образом рукодельница отводила от себя сглаз, одновременно призывая на свою работу благословение Богини.
Изображение сказочной птицы — павы (иногда ее называют жар-птицей) издавна является у славян символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.
Славянская вышивка имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них — Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, «исподнего» мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.
Разбирая символику славянских вышивок, невольно поражаешься глубине мысли и широте фантазии, присущей нашим предкам. Глубокий символизм и аллегоричность — признак высокой культуры общества, особенно если учесть, что вышивки эти создавались массово, от больших городов до самых малых поселений.
Глубокое исследование вышивальных мотивов и орнаментов славянского язычества неоднократно проводилось известными учеными. Для знакомства с истоками славянской мифологии и культуры советую обратиться к работам специалиста в области истории, культуры и археологии Древней Руси Бориса Александровича Рыбакова. В частности, к его книге Язычество древних славян.
Я же предложил Вам в заглавной иллюстрации славянские языческие мотивы и орнаменты, переложенные для вышивки крестом.