Умеешь делать что-то своими руками? Поделись этим умением со всеми!
А если у вас есть вопросы по поводу рукоделия, технологий, материалов и т.п. можете смело оставлять их в сообществе.
Вопросы и ответы найдете вот тут -> FAQ
В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.
1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.
-ссылки рекламного характера/спам;
-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;
-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.
(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).
При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.
3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).
4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.
Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».
Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.
6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.
За неоднократные нарушения автор получает бан.
Существует мнение, что идеальная изнанка — это пустая трата времени, да ещё и в ущерб лицевой стороне. Существует и противоположное мнение, что качественная вышивка не может быть без идеальной изнанки.
Я не буду приводить аргументы ни «за», ни «против». Вышивка с идеальной изнанкокй — это технический прием, которым должна владеть каждая профессиональная вышивальщица (и вышивальщик — есть и такие) и использовать его тогда, когда сочтет нужным. Когда? Ну, например, при вышивке столового белья, когда изнанка видна.
Итак, данный мастер-класс о том, как вышить изделие с идеальной изнанкой быстро, без (с минимальным) ущерба для лицевой стороны.
Вообще, под идеальной понимается такая изнанка, в которой все стежки идут в вертикальном или горизонтальном направлении, или образуют крестики. В мастер-классе будет рассматриваться изнанка с вертикальными стежками.
Важно освоить всего два приема:
- Закрепление нити.
- Последовательность вышивания.
1. Закрепление нити.
1.1. Закрепление нити в начале или в середине работы.
Если вы вышиваете четным числом нитей одного цвета, то самые простые способы: «петелька» для начала крестика, «зацеп» за стежок изнанки, если, по каким-то причинам нельзя сделать «петельку».
Способ «петелька» мне нравится больше всего, так как он — самый быстрый (не нужно поворачивать работу и находить нужную точку на изнанке) и он не «вредит» лицевой стороне; на изнанке же эта петелька размером в четверть крестика абсолютно не заметна.
Если вы вышиваете нечетным числом нитей или у вас бленд, то хвостик крепится под стежками лицевой стороны.
1.2. Закрепление нити в конце работы.
В конце работы нить крепится на лицевой стороне, под крестиками (желательно, под двумя — тремя крестиками, чтобы хвостик точно не выскочил в процессе эксплуатации).
Рекомендую определить для себя два направления: вертикальное и горизонтальное, — в которых вы будете крепить нить в конце работы; это позволит не «встретиться» нитям, закрепляемым под одними и теми же крестиками в разных направлениях. Обычно я креплю нить сверху вниз и слева направо.
Еще один важный момент, который позволит существенно «уменьшить вред» лицевой стороне. Закрепляемая нить должна выйти на лицевую сторону с той стороны стежка крестика, с которой Вы будете ее закреплять (см. схему).
Ну и, конечно же, ненужно пропускать нить под крестиками контрастного цвета — ее будет видно.
2. Последовательность вышивания.
2.1. Несколько общих правил:
— по своему опыту, вышивать быстрее и удобнее всего смешанным способом; преимущественно датским (когда сначала вышивается одна половинка крестика, а затем, «на обратном пути» — другая); это позволяет экономить время на сверках со схемой. Однако, некоторые крестики потребуется вышить сразу полностью (это будет рассмотрено далее на примерах);
— если участки одного цвета соприкасаются хотя бы по диагонали, их можно вышить без отрыва нити;
— не пытайтесь просчитать весь «маршрут» вышивания — это трата времени; рассматривайте ближайшие несколько крестиков как одну из типовых фигур (будут представлены ниже) и двигайтесь вперед.
2.2. Всю схему можно «разложить» на типовые фигуры:
Прямоугольник — все просто и понятно:
Вертикальная или горизонтальная линии — это частные случаи прямоугольника.
Диагональ.
Лесенка (снизу — вверх).
Если вышивать «ступеньки» лесенки через одну (а остальное дошить, возвращаясь), то можно не поддевать нитку под вышитый сначала верхний стежок. Это — прежде всего, экономия времени, ну, и лицо, опять же, «не страдает».
Лесенка (сверху-вниз).
Прямоугольник с вертикальным уступом = 2 прямоугольника.
Прямоугольник с горизонтальным уступом = прямоугольник + диагональ или = 2 прямоугольника.
Вертикаль с диагональю.
Подход зависит от количества крестиков в вертикали и, соответственно, предпоследнего и последнего стежков.
В первом случае для правого крестика используется подход аналогичный «лесенке» — последний крестик вертикали пропускается на пути «туда» и вышивается полностью на «обратном» пути. Левый крестик вышивается как обычный диагональный, с поддеванием нижнего стежка под ранее вышитый верхний.
Вторая ситуация вертикали с диагональю: последний крестик вертикали вышивается полностью, диагональный крестик вышивается также полностью (помните правило: два крестика диагонали можно вышить с идеальной изнанкой, не поддевая нити нижнего стежка под ранее вышитый верхний стежок), затем как в «лесенке» последний крестик вертикали «перепрыгиваем». На изнанке — ровные вертикальные стежки.
Через пробел.
Если несколько крестиков расположены друг над другом, то считаем, что повезло: из можно вышивать традиционным способом, то есть, сразу весь крестик и переходить к следующему. На изнанке — ровные вертикальные стежки.
Одиночный крестик.
Самое главное достаточно туго затянуть нить при креплении в начале и в конце работы — тогда крестик не будет слишком объемным, а нить не вылезет в процессе эксплуатации. В конце нить крепим дважды: в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Вообще, сделать аккуратно одиночный крестик — это, для меня, самое сложное.
Однако, теория — это хорошо, а давайте посмотрим, как это работает на практике.
Итак, мне надо вышить на салфетке (край которой обработан с помощью мережки, описанной в отдельном мастер-классе ) вот такой цветок. Для наглядности, выделяю на схеме цвет, которым буду вышивать.
Ну вот, первый цвет готов, на лицевой стороне не видно, где закреплена нить, где вышивался сначала верхний стежок. Изнанка же позволяет отогнуть угол салфетки при использовании.
Некоторые мастерицы вышивания считают, что идеальная изнанка в вышивке крестом нужна только при вышивке скатертей, салфеток и др. вещей, где вышитая изнанка легко доступна, при вышивке картин изнанка видна не будет. Хотя в те времена, когда умение вышивать являлось обязательным для любой девушки, считалось, что аккуратная обратная сторона вышивки свидетельствует об аккуратности и рачительности хозяйки.
Мастер-класс «Идеальная изнанка» — это описание авторской методики, и предназначен для тех, кто хочет научится не просто вышивать крестом, но вышивать крестом с идеальной (или «математической») изнанкой, чтобы на обратной стороне получался своего рода гобелен: все стежки в одном направлении, узелки и протяжки отсутствуют. Есть еще одно довольно-таки распространенное мнение, что идеальная изнанка портит лицо. В первый раз — да! Во второй раз — да! И даже в третий, возможно, тоже. Но, как и в любом другом деле, мастерство приходит со временем, а количество переходит в качество, поэтому при определенном старании и опыте в вышивках будет идеальна и лицевая сторона, и изнаночная, если это нужно вышивальщице. Таким образом, вышивать с идеальной изнанкой вовсе не обязательно, хотя весьма удобно (ошибки вылезают практически сразу, кроме того, если надо что-то распороть, то этот процесс быстр и прост) и приятно. И если вы считаете, что изнанка должна быть идеальной в любом случае, или просто хотите научиться вышивать аккуратно хотя бы скатерти и салфетки, то мастер-класс для вас.
В этом мастер-классе даются общие советы и правила, а сама техника представлена на рисунках.
Есть несколько сложностей, которые подстерегают мастериц.
1) Будет тяжело. Скорость вышивания, особенно в самом начале падает очень сильно. Хочется бросить все и вышивать с протяжками, не обращая внимания на обратную сторону вышивки… Часто будут посещать мысли: «Лицевая сторона аккуратная, стежки все в одном направлении. Изнанку никто не увидит… не буду мучить себя…» И не мучайте, если не идет, значит не нужно! От вышивки надо получать удовольствие.
2) Некоторые вещи вышить с идеальной изнанкой практически невозможно. Например, вышивка по страмину толстыми акриловыми нитками, дизайны с использованием полукрестиков и других стежков, с добавлением разных материалов. В принципе, техника вышивания с идеальной изнанкой предполагает вышивку гобелена или вышивку крестом, когда все полотно зашито стежком «крест».
Мастер-класс состоит из общих принципов данной техники и изображений. Все равно надо пробовать и тренироваться, без этого объяснить несколько сложно.
Техника вышивания в рисунках.
Вышиваем не рядами, а областями. Длина нити, соответственно, может варьироваться, хотя наиболее удобна нить в 70-100 см. При этом, прежде чем приступить к вышивке, «пробегитесь» по схеме глазами; представьте, как вышиваете, двигаясь сначала в одну сторону, потом в другую. Прошив область «виртуально», приступайте к вышивке.
Сначала заполняем область (или ее часть) в одном направлении, т. е. вышиваем полукрестом (следим за длиной нити), затем возвращаемся назад. Попадаются крестики, которые можно вышить, только если сначала положить «верхний» стежок, а затем «нижний». В этом случае на обратном пути игла с ниткой проходят под вышитым стежком (т. е. соблюдаем правило «аккуратного лица»).
Надо сказать, что при вышивании способом «идеальная изнанка» сразу видны ошибки, потому что если с изнанки стежок лег перпендикулярно все остальным, то он ляжет также и второй раз, на обратном пути.
Пример вышивания сложной области представлен на рисунках. Черными стрелочками обозначено направление стежков на изнаночной стороне. Хочу обратить внимание, что данную область можно вышить и в другой очередности. Например, восьмым крестиком можно вышить крестик, который находится над 7-м, а не слева от него, и т. д. Впоследствии глаза уже сами будут видеть, какие крестики и в какой очередности надо вышивать. Главное, вышивая с идеальной изнанкой, не забывать о том, что на вышивку чаще смотрят с лицевой стороны, поэтому она гораздо важнее изнанки. Не забывайте про «подводные камни», т. е. крестики, где сначала вышивается «верхний» стежок, а затем «нижний».
Правило первое.
Вышиваем так, как нам удобно. С угла или от центра — это не очень важно. Просто, если кусок канвы ограничен, то для того, чтобы вышивка не съехала к какому-то краю, вышивают от середины. Если канва размечена сеткой, то можно вышивать и с угла. Если вышиваем с угла, то опять же не важно, с какого — просто нам должно быть удобно. Однако надо помнить, как и при письме наша рабочая рука может «тереть» вышивку, таким образом пачкая и затирая уже вышитые участки, поэтому лучше начинать с верхнего левого (или правого) угла. Выбираем большую область одного цвета и начинаем вышивать.
Правило второе.
Нить закрепляем без узелков! Несколько способов такого закрепления нитки есть в учебном курсе («Процесс вышивки крестом»). При этом, хвостики прячутся только на лице. В связи с эти несколько слов о канве. Закрепляя таким образом нить, я пришла к выводу, что лучше всего для вышивки подходит канва Aida18, Aida 16 или белорусская канва (55 клеточек в 10 см). На канве Aida14 места закрепления нити могут просвечивать, на Aida22 места закрепления нити заметны — крестики более выпуклые. При этом вышивка должна быть плотной. Если на ткани 16-го или 18-го каунта вышивать в 1 нить, то хвостики придется прятать на изнанке.
Правило третье.
На изнанке все стежки (так же как и на лицевой стороне) должны быть в одном направлении. При этом не надо зацикливаться на том, в каком именно. Они могут быть как горизонтальными, так и вертикальными. Главное, вам должно быть удобно.
Правило четвертое.
Пяльцы НЕ крутим! Если приходится, то поворачиваем не меньше чем на 180 градусов, иначе можем запутаться, и стежки на обратной стороне лягут перпендикулярно. В этом плане хорошо вышивать на стационарных пяльцах (напольных, настольных) или прямоугольных рамках.
Для того, чтоб изнанка в таком рукоделии, как вышивка была практически идеальной, следует тщательно изучить саму технику вышивания крестиком. Если изнаночная часть канвы будет смотреться презентабельно, то и на лицевой стороне ничего не будет отображаться и выпирать, это касается, например ненужных узелков. Картину можно испортить именно изнанкой, так утверждают опытные мастерицы. В этой статье вам будут представлены доступные методы, которые помогут сделать изнанку, если не идеальной, то почти таковой.
Правильное крепление нитки
Нитку необходимо закрепить с противоположной стороны обязательно без узелков. Вот несколько способов, как это проделать правильно:
- вставьте нить в иглу и введите ее с лиц. стороны полотна в то место, где будут скрещиваться мулине, образовавши верхний левый уголок квадратика. Протяните волокно так, что бы оно вышло с ушка иглы. Затем два кончика вставьте в иголку и закрепите, продолжив дальнейшее вышивание;
- необходимо взять столько мулине сразу, сколько затем будет использовано постоянно в стежках. Подденьте мулине основания полотна и хвостик, который получился. Затем спрячьте его крестиками, которые будут вышиваться в дальнейшем;
- последний способ является самым простым и оптимальным в закреплении рабочего волокна. Проденьте иглу в квадратик, где будет начинаться рукоделие, оставьте совершенно не большой кончик, а потом подшейте его под следующими стежками.
Видео: Учимся крепить нить вначале и в конце
Формируем правильную изнанку в технике креста
Первым делом выполните крепление основного материала так, как было описано выше. После этого можем приступать к другому этапу этого мастер-класса. Вышивать будем с нижнего ряда, выполнив полу крестики. Затем необходимо сделать переход на верхний рядок, который также будет заполнен полу крестиками. Когда вы закроете этими стежками весь прямоугольный периметр, вернитесь обратно, и закройте все сделанные полу кресты. Остаток мулине протяните под стежками и обрежьте ножничками.
Идеальная изнаночная сторона вышивки является одним из обязательных условий хорошей и качественной готовой работы. Однако сделать так, чтобы изнаночная сторона готовой вышивки смотрелась красиво и опрятно, и не было лишних узелков и торчащих ниток, представляет сложность не только для начинающих, но и для опытных вышивальщиц.
Как правило, многие новички не уделяют должного внимания изнаночной стороне работы, поскольку готовая вышивка все равно будет оформлена в рамку, и изнанка будет не видна. Однако стремиться к аккуратной изнаночной стороне все же стоит. От этого может зависеть, хватит ли Вам нитей в наборе, не будет ли перекошена работа, и если Вы случайно ошибетесь, то Вам будет легче исправить ошибку в вышивке. Также при оформлении вышивки в багет, в частности, при натяжении или наклеивании на картон, из-за неаккуратной изнанки поверхность картины будет неровной. Узелки, длинные кончики, оставленные на изнанке, проявятся с лицевой стороны в виде неровностей и мелких бугорков.
Процесс создания идеальной изнанки требует терпения и определенных навыков, поэтому мы хотим рассказать о моментах, которые являются ключевыми:
- — правильное закрепление нити в начале и в конце работы
Существует несколько способов закрепления нити без узелков в начале работы. Самый популярный — метод петля — для этого необходимо вставить в иголку нить, сложенную пополам, чтобы сгиб оказался на конце. Затем проткнуть ткань (с изнанки или с лицевой стороны по желанию) и протянуть нить на обратную сторону, оставив снаружи лишь небольшую петельку. Сделать стежок и, продев иголку в подготовленную петлю, затянуть нить.
Закрепление нити в конце строки также является важным моментом в вышивании. Нитка закрепляется протаскиванием под вышитые стежки на изнаночной стороне вышивки. Нить лучше протягивать через 2-3 крестика.
- — верный принцип работы
Старайтесь, чтобы все стежки на изнаночной стороне были в одном направлении. Для этого вышивайте ряд стежков сначала одной диагональю, потом другой. При правильном вышивании крестиков на изнанке получаются вертикальные или горизонтальные стежки (в зависимости от порядка наложения диагоналей). При неправильном (вышивается по одному крестику)- на изнанке появляются еще стежки-диагонали, что увеличивает расход ниток. И поэтому если Вы используете вышивальный набор, ниток в наборе может не хватить.
- — отсутствие протяжек более 2 см
Бывает, что в работе возникает необходимость перенести нить на расстояние. Такие переносы допустимы, но не более чем на 4-5 крестиков. При переходе от одного фрагмента вышивки к другому не делайте протяжек нити с изнаночной стороны более 2-3 см, иначе вышивка будет топорщиться. Нить лучше обрезать и закрепить снова на другом участке.
- — подрезание кончиков нитей
После закрепления нити в конце ряда, обрежьте нить так, чтобы оставалось 0.5-0.7 см
Ура! Давненько уже я обещала, показать в своем блоге «Всё о вышивке«, что из себя представляет аккуратная изнанка (она же многими называется идеальная изнанка вышивки). Наконец-то сложилось всё как надо, и я готова опубликовать очередной видеоурок, где и предлагаю ознакомиться с техникой «идеальная изнанка вышивки».
Всё основное я постаралась рассказать в уроке, но немного хотелось бы зафиксировать самые важные моменты:
- стараться закреплять нить так, чтобы не было видно «хвостиков», т.е. зашиваем все концы нитей крестиками;
- не беда, если не всё получается сразу — тренируйтесь, пробуйте, и у вас обязательно получится.
А теперь предлагаю внимательно посмотреть мой видеоурок: идеальная изнанка вышивки…
Самое главное, что на мой взгляд, нужно сделать, стремясь научиться вышивать аккуратную (или идеальную) изнанку, — это определить: а оно вам точно-точно надо? 😉
Ну, а если у вас остались какие-то вопросы по этому видеоуроку идеальной изнанки , милости прошу в комментарии — обсудим всё, что осталось не понятным. 😉
Благодарю за ссылку на этот пост!
Материалы по теме:
Оставьте комментарий Отменить ответ
18 мыслей про “ Идеальная изнанка вышивки — видеоурок ”
Да и правда, надо ли. 🙂 А урок получился вполне понятным, спасибо.
Наконец-то я разобралась в понятиях — идеальная изнанка и аккуратная изнанка. Пока мне далеко даже до аккуратной… Буду учиться.
Когда же мы уже увидим готового котика? 😉
Скоро, Yana, уже очень скоро. Через один видеоурок 🙂 😉
Такие видеуроки у вас замечательные! Большое спасибо за вашу работу!
Спасибо вам, что читаете мой блог 🙂
Отличные у вас видеоуроки по вышивке! Делайте еще 🙂
Спасибо большое! Мы работаем в этом направлении 😉
Отлично! Раньше я как-то не задумывалась над изнанкой, а теперь понимаю, КАК и ДЛЯ ЧЕГО она нужна идеальная :)))
Светлана, с удовольствием посмотрела Ваши видеоуроки! Все очень наглядно и понятно! Попыталась использовать на практике Ваши советы, но сразу же столкнулась с некоторыми трудностями, в частности с сохранением одного направления стежков на изнанке при выполнении, например, лесенки снизу вверх, слева направо, с поочередным отшивом каждого ряда крестиков…. была бы очень благодарна, если бы Вы могли «показать», как решить подобные трудности…
Постараюсь сделать… Просто сейчас это не очень легко… я напишу скоро объяснение своего продолжительного молчания, как оправдание ))))
А из этого урока не очень видно, получается, как я вышиваю? Там, вроде как раз была «лесенка»… Или я не совсем понимаю, что вы имеете в виду под «лесенкой»?
Светлана, подскажите, как вышивать крестики по диагонали, сохраняя при этом идеальную изнанку?
Спасибо большое! Очень познавательно! Только начинаю вышивать — Ваш блог оказался отличным подспорьем, нашла ответы на многие интересующие меня вопросы.
Я очень рада, Евгения, что вам нравится мой сайт. Приходите еще. 😉
Светлана, добрый день! Спасибо большое Вам за полезные советы о вышивке, которые Вы излагаете красиво и понятно. Ваши работы замечательные. Я только начинаю вышивать крестом и сразу стала стремится к идеальной изнанке, но так как в этом методе иногда приходится продевать нить под верхним полукрестом, я иногда путаюсь, забываю и некоторые кресты получаются с наклоном в другую сторону (как исправлять эту ошибку не знаю). Попробовала вышивать и не думать об изнанке, но не получается не думать и протяжки меня как то напрягают, уж больно хороша идеальная изнанка. И еще вопрос над которым я задумалась. Чаще видела в интернете изнанку с вертикальным направление нитей (то есть игла ходит вверх вниз), но если рабочая рука правая, то движение справа налево как бы физиологичней что ли, и можно делать стежок одним движением (если без пялец) и тогда получается горизонтальное направление нитей на изнанке, но горизонтальной аккуратной идеальной изнанки я можно сказать не видела. Но я хочу попробовать и горизонтальную и вертикальную). Нужен Ваш совет и мнение опытной вышивальщицы. Как все же лучше быть начинающим соблюдать последовательность отшива крестов (например из правого верхнего а затем левого верхнего, но тогда протяжки) или следовать аккуратной изнанке? Страдает ли аккуратность лицевой стороны из-за того, что стремясь к аккуратной изнанке кресты отшиваются в разных направлениях, то есть я имею ввиду не строго из правого верхнего а затем левого верхнего угла, а бывает что из нижнего и продевается под нить?
Надежда, добрый день.
Благодарю за добрые слова в адрес моего сайта и работ. Приятно слышать это.
На самом деле, по принципам идеальной изнанки нелегко бывает шить, но это только лишь дело привычки. Иного тут я не знаю варианта.
У меня, если обратили внимание, вертикально стежки располагаются на изнанке, мне так привычнее. Да, иногда приходится продевать рабочую нить под ужу отшитым полукрестом, но для меня это не составляет сложностей. И самое главное, конечно, чтобы на лице все крестики были одинаковыми. 🙂
Последовательность выполнения крестика, как мне кажется, не так важна. Если на лице крестики «смотрят в одну сторону», а на изнанке все ровно вертикальны (или ровно горизонтальны — такие тоже бывают варианты, дело привычки опять же), то и не так важно, как именно вы вышиили — слева-направо или снизу-вверх. 😉
Так вот, суть беседы была в том, что если вышивать на канве 14 каунта, то уследить за идеальной изнанкой, не испортив при этом лицевую сторону вышивки — вполне реально; а вот если взять канву 16 каунта, то, якобы, идеальная изнанка только испортит лицо.
Помните:
Идеальная изнанка — это непременное и главное правило при вышивке различных салфеток, скатертей, полотенец, изделий из пластиковой канвы — то есть тех предметов, у которых изнаночная сторона будет открыта, а не спрятана в раму.
Когда я только училась вышивать, моя самая первая вышивка «Первая любовь» и вышивка «Дельфинов» были крайне далеки от идеальных, но потом я штудировала форумы, пособия и искала информацию на тему аккуратной изнанки. А уже приступая к третьей работе (это была вышивка кота из журнала «Вышиваю крестиком»), взяла себе за правило — стараться шить всегда аккуратно на изнанке. И теперь, когда количество моих работ перевалило за 40 (больших и маленьких), я просто не представляю себе, как можно вышивать, не соблюдая главного правила — ровных стежков на изнаночной стороне… Это просто уже моя привычка. И сейчас я уже не задумываюсь подчас о том, как проложить тот или иной крестик — просто шью…
На личном опыте я убедилась, что аккуратная изнанка делает работу «тоньше» (именно толщина общей работы — в уже упоминавшихся Дельфинах это было очень заметно — почти в два раза канва с вышивкой была толще в том месте, где я вышивала «как попало»), и кроме того, мне кажется, что и на лицевой стороне вышивка выглядит лучше. Хотя лично у меня есть по-прежнему две сложности, с которыми я пока не могу справиться: первая — оставляю длинные хвостики после обрезки нити; вторая — сохранение изнанки при вышивке полукрестом. Пока эти два момента не дают мне права называть изнаночную сторону своих вышивок идеальной.
Ну, хорошо, подумала я, возможно это я так думаю. Но как минимум ещё две мои знакомые вышивальшицы, у которых точно знаю — полный порядок не только с идеальной изнанкой, но и лицевая сторона их вышивки не просто хороша — она достойна восхищения. Даже я вышиваю всё-таки немного хуже, чем они. К примеру, вот фрагмент работы Наташи…
Учитывая, что эта вышивка вообще выполнена на канве равномерного переплетения, только посмотрите, как стежки лежат ровно — и не только кресты и полукресты, но и шов «назад иголку»… И это при том, что обратная сторона вышивки у Натальи всегда тоже идеальна.
Ну, а если вы всё-таки хотите улучшить качество своих вышитых работ, нужно всего лишь поставить цель и тренироваться, «набивая руку», вышивая идеально с обеих сторон. 😉