6 способов раскладки выкройки на ткани. Есть несколько основных методов раскладки выкроек на ткани.
Ниже краткое описание, а в галерее наглядные картинки, листайте, чтобы понять лучше.
Есть несколько основных методов раскладки выкроек на ткани.
Ниже краткое описание, а в галерее наглядные картинки, листайте, чтобы понять лучше)
1. Продольный сгиб — Ткань складывается напополам по линии основы, лицевыми сторонами вовнутрь, кромка к кромке.
2. Поперечный сгиб — Ткань складывается пополам по поперечной линии, лицевыми сторонами вовнутрь, кромка к кромке.
3. Два сгиба — Края ткани складываются по нитям основы, лицевыми сторонами вовнутрь, к середине полотна, кромка к кромке.
4. Раскладка в разворот — Детали выкройки раскладывают на разложенной в один слой ткани, с изнанки или если потребуется с лицевой стороны.
5. Частичный сгиб — Ткань складывается с одной из сторон по нити основы, лицевыми сторонами вовнутрь, на ширину, которая необходима для того, чтобы детали выкройки со сгибом поместились полностью. А остальные детали располагают на той части полотна, которая разложена в один слой.
6.Раскладка по косой.
Раскладку по косой применяют тогда, когда деталь кроя (или несколько) будущего изделия, «должны» стать более пластичными, мягкими, подвижными.
Сохраняйте в закладки, если было полезно )Пригодится при раскладках.
Какими методами чаще пользуетесь вы? Может быть, можете добавить способ, который не описан выше?
Наш очередной урок шитья посвящается простому, казалось бы, этапу в шитье — раскладке выкроек на ткань. Для того, чтобы правильно разложить детали выкройки на подготовленную ткань, достаточно иметь в своем арсенале стол (для широких юбок это можно делать и на полу), мелок, булавки, и измерительные инструменты — треугольник или обычную линейку. Выполнить раскладку деталей очень просто, а наши советы помогут разобраться в этом даже новичкам. Мы расскажем, как правильно подготовить ткань к раскрою и разложить на ней детали выкройки.
- Учимся раскладывать детали выкройки на ткани
- Подготовка ткани к раскрою
- Раскрой изделия – простые правила
- Варианты раскладки выкройки на ткани
- Продольный сгиб ткани
- Поперечный сгиб ткани
- Раскладка в разворот
- Раскладка в два сгиба
- Раскладка – частичный сгиб ткани
После того как вы построили базовую выкройку, первое, что нужно сделать — проверить выкройку на точность и совпадение контрольных линий. Проконтролируйте длину швов, линии бедра, талии. Измерьте полуобхват груди, талии и полуобхват бедер по выкройке и сравните с мерками с учетом прибавок на свободу облегания. Также важной меркой является глубина проймы для плечевых изделий и высота сидения для брюк. После того, как выкройка проверена, переснимите детали на кальку и переходите к подготовке ткани к раскрою.
Подготовка ткани к раскрою
Раскрой изделия – простые правила
Долевая нить (нить основы ткани) идет параллельно кромке ткани. Поперечная нить (нить утка) идет перпендикулярно кромке.
СОВЕТ! Чтобы определить на ткани без кромок направление долевой нити, возьмите отрез с двух сторон по краю на небольшом расстоянии (около 0,5 м) и резко растяните ткань. Затем сделайте то же самое по другой стороне. Обратите внимание на эластичность ткани и звук, который возникает при растяжении. По долевой нити большинство тканей практически не тянутся или тянутся очень слабо, при растяжении возникает характерный хлопковый звук (это не касается эластичных тканей).
После подготовки ткани, отрез необходимо сложить вдвое по долевой нити. Детали выкройки наколоть на ткань таким образом, чтобы намеченные направления долевой нити совпадали с тканью. Если на ткани нет направления ворса или рисунка, не требуется совмещение по клетке, детали изделия можно разложить в разных направлениях для экономии ткани.
Если совмещение требуется, его надо обязательно разметить на деталях выкройки с учетом раппорта ткани и разложить выкройки соответствующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Раскладка выкроек на ткань с раппортом
Детали пояса, кокеток, подзоры, обтачки, клапаны и другие детали брюк раскладывают в промежутках между основными деталями соблюдая направление долевой нити, намеченное на деталях.
Для тканей с направлением ворса (бархат, вельвет) детали раскладываются на ткани только в одну сторону. Направление ворса должно идти сверху вниз.
После окончательной раскладки на ткань всех деталей, их прикалывают булавками, обводят по контуру портновским мелком или специальным маркером, размечают припуски на швы – по 1,5 см, по низу деталей – 3-4 см, отмечают все контрольные линии. Затем выкраивают детали по контурам припусков. Сняв выкройку, проводят контрольные линии полностью и переносят их на лицевую сторону наметочными стехками.
Рис. 2. Раскладка выкроек при продольном сгибе ткани
Варианты раскладки выкройки на ткани
Направление долевой нити на деталях изделия определяется в зависимости от модели, одни детали могут быть выкроены по долевой нити (или нить основы), другие – по поперечной нити (нить утка) или по косой нити.
Предлагаем вам наиболее популярные варианты раскладок выкроек на тканях. Выбирая способ раскладки исходите из модели изделия, свойств ткани и ее ширины, а также направления принта или ворса.
Продольный сгиб ткани
При таком варианте раскладки ткань складывается пополам кройка к кромке по долевой нити (нить основы) (рис. 1).
Поперечный сгиб ткани
При таком варианте раскладки ткань складывается пополам срез к срезу по поперечной нити (нить утка). Детали выкройки раскладывают по поперечной нити. Такая раскладка характерна для блузочных тканей в полоску с добавлением эластана.
Рис. 3. Раскладка выкроек при поперечном сгибе ткани
Раскладка в разворот
Такой вид раскладки применяется при раскрое юбок и платьев, где требуется разложить детали под уголом 45 градусов, например, юбка-колокол. Ткань раскладывается в один слой, детали накалывают по косой нити.
Рис. 4. Раскладка выкроек в разворот ткани
Раскладка в два сгиба
Такой вид раскладки применяется для изделий, в которых полочка и спинка выкраивается со сгибом. В этом случае застежка-молния по спинке не предусмотрена.
Рис. 5. Раскладка выкроек на ткани в два сгиба
Раскладка – частичный сгиб ткани
Рис. 6. Раскладка выкроек при частичном сгибе ткани
Такая раскладка может применяться для экономии ткани или при недостаточной ширине ткани. При такой раскладке ткань частично складывается лицевыми сторонами внутрь, детали со сгибом накалывают по сгибу, на остальной части полотна накалывают детали в один слой.
Чтобы выдержать направление долевой нити на деталях со сложными контурами, воспользуйтесь треугольной линейкой. Отмерьте от кромки ткани необходимое расстояние, при помощи треугольника расположите деталь на ткани – долевая нить должна идти параллельно кромке ткани.
Рис. 7. Раскладка детали по направлению долевой нити
Вот и все хитрости на сегодня. Шейте красивые вещи и носите их с удовольствием!
Рассказываем, как правильно раскладывать выкройки на трикотаже в процессе кроя. А еще – обращаем внимание на то, как работать с материалами с особенностями, например, с футером с начесом, велюром, принтами.
ДЕКАТИРОВКА ПОЛОТНА
Изучите отрез, из которого собираетесь шить. Уточните его состав. В обязательном порядке проведите ВТО полотна, чтобы избежать большой усадки материала в готовом изделии.
В особенности это касается вискозной кулирной глади, лапши и джерси. Искусственные волокна, которые содержатся в этих материалах, могут давать очень большую усадку (иногда – до 20%). Хлопковые полотна ведут себя более предсказуемо. В среднем, после декатировки они садятся в пределах 5 – 7% от общей длины отреза. Материалы из полиэстера почти не склонны к усадке, однако и они могут деформироваться после стирки из-за особенностей переплетения нитей в полотне.
Декатировать ткани и трикотаж можно несколькими способами, например:
· прогреть отрез утюгом (лучше парогенератором) с обильной подачей пара;
· замочить в теплой воде, затем бережно отжать, не перекручивая (лучше просто позволить воде стекать);
· постирать в машине в деликатном режиме при температуре, при которой планируете стирать будущее изделие в процессе эксплуатации.
Обратите внимание: гладить трикотаж лучше с изнаночной стороны (в случае работы с начесом – с лицевой, используя проутюжельник). Утюг нужно передвигать «шагающими» движениями по направлению «трикотажной долевой», чтобы избежать деформации эластичного материала.
РАСКЛАДКА ТРИКОТАЖА
Достаньте мел или водорастворимый маркер, портновские булавки, линейку и ножницы – важно, чтобы они всегда были под рукой.
Подготовьте рабочую поверхность – идеально, если это будет большой раскройный стол. При его отсутствии можно кроить и на полу. Помните – поверхность, на которую настилаете материал, должна быть гладкой. Трикотаж должен свободно скользить, а не цепляться за ворс ковра или подстеленную ткань, провоцируя смещение слоев относительно друг друга.
Разложите материал таким образом, чтобы он полностью лежал на рабочей поверхности. Если кроите на столе и его длины не хватает, аккуратно сверните трикотаж в небольшой рулон, чтобы свободный край полотна не провисал под своим весом и не тянул отрез вниз.
ПРОВЕРКА ЛЕКАЛ
Внимательно осмотрите бумажную выкройку. Изучите все конструктивные линии, которые будете переносить на трикотаж, и найдите все контрольные точки. Уточните длину и сопряжение срезов. Если планируете вносить изменения в выкройку – например, углубить вырез горловины или перенести расположение карманов – лучше сделать это на данном этапе, чтобы потом не путаться в процессе кроя.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЕВОЙ НИТИ
Кроить детали выкройки нужно в строгом соответствии с долевой нитью. В ткани она располагается параллельно кромке полотна. В трикотаже привычной долевой нити нет, в качестве ориентира используются вертикальные столбики вязки, расположенные вдоль кромки отреза.
При этом, сама кромка ориентиром служить не может – часто из-за особенностей вязки и последующей обработки полотна она выглядит растянутой или деформированной, или вовсе отсутствует, когда трикотаж вяжется «чулком» (например, кулирная гладь или кашкорсе).
ПРАВИЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОТНА
Если материал имеет выраженный ворс на лицевой стороне – например, футер Peach Effect или эластичный велюр, то располагать на нем детали выкройки нужно с учетом этой особенности. Направление ворса должно идти сверху вниз.
Гладкие однотонные материалы без ворса на лицевой стороне можно кроить в разных направлениях для экономичного расхода полотна. Если на трикотаже есть повторяющийся рисунок, например, клетка, то его нужно совмещать, взяв за ориентир линию талии или другую совпадающую линию на лекалах.
Варианты раскладки выкройки на трикотаже:
· в сгиб параллельно кромке – для парных деталей или симметричных половин спинки, полочки, передней и задней половины юбки, брюк;
· в сгиб перпендикулярно кромке – в декоративных целях для небольших элементов (кокеток, воротников, манжет) на материалах в полоску;
· в разворот – для асимметричных и больших по размеру деталей – например, широких юбок, полочек с цельнокроеными подбортами и т. д;
· в сгиб под углом в 45 °– для придания большей пластичности материалу в изделиях, скроенных «по косой».
После того как разложите детали на трикотаже, приколите их булавками или прижмите тяжелыми грузами в нескольких местах (например, книгами или строительными шайбами). Обведите детали по контуру, не забывая перенести все контрольные линии и метки. Добавьте припуски, если они не предусмотрены в выкройке. Стандартный припуск для оверлока – ширина оверлочной строчки (5-7 мм, в зависимости от настроек). Для швейной машины – 10 мм для стачивания швов и 3-4 см по низу деталей на корректировку длины изделия.
Когда обведете выкройку, уберите ее с трикотажа и уточните ранее нанесенные метки так, чтобы они располагались в поле детали, а не за ее пределами. Если кроите в сгиб – сколите деталь по контуру портновскими булавками, чтобы избежать сдвига слоев при вырезании. Затем аккуратно выкроите по внешнему контуру припусков и перенесите линии метки на другую сторону детали при помощи булавок или наметочных стежков.
Раскладка деталей будущего изделия на ткани — тонкое искусство , которым может овладеть любой желающий. Наше руководство поможет вам справиться с самыми сложными аспектами!
Подготовка к раскрою
Прежде чем приступать к раскладке выкройки на ткани, следует провести влажно-тепловую обработку материала. Если ВТО не проводить, в дальнейшем готовое изделие может преподнести ряд неприятных сюрпризов — например, усесть, поэтому этот шаг нельзя пропускать.
Подробнее о том, как правильно провести декатировку ткани перед раскроем, можно почитать в нашем мастер-классе:
Как декатировать ткань
Долевая нить
Для правильной раскладки направление долевой нити имеет важнейшее значение. Долевая (или нить основы) всегда параллельна кромке, однако бывают случаи, когда кромка уже отрезана, и определить направление долевой можно лишь по косвенным признакам. Если вы новичок в шитье, рекомендуем углубиться в эту тему:
Что такое долевая нить и как ее определить
На выкройках Burda всегда указано направление долевой нити, но если вдруг вы шьете по выкройке, где направление нити основы не отмечено, имейте в виду: долевая нить ткани при раскладке должна быть строго параллельна позвоночнику — если только ваша модель не предполагает крой по косой. В этом случае мы раскладываем детали так, чтобы они шли под углом 45 градусов к долевой нити.
Основные правила раскладки выкройки на ткани
Самый главный принцип — раскладка выкройки на ткани должна быть рациональной. Это значит, что вы должны найти оптимальное расположение деталей на ткани, оставляя минимальное количество пустот между ними с учетом припусков. Такие пустоты называются межлекальными выпадами, и ваша задача — минимизировать межлекальные потери ткани.
Сначала раскладываются крупные детали, после чего детали пояса, кокеток, обтачки, клапаны раскладывают в промежутках между основными деталями, соблюдая направление долевой нити. Вы можете менять расположение деталей в зависимости от размера конкретного отреза ткани.
Следующий важный этап — анализ материала, на котором будут раскладываться детали. Для нас будут иметь ключевой значение: наличие рисунка, раппорт, ворс, оттеночность в разном направлении.
Однотонные ткани
Если материал однотонный и не имеет ни ворса, ни оттеночности, выкройки можно располагать как угодно, главное соблюсти направление нити основы, указанное на выкройке, не забывая о главном принципе рациональности.
Ткани с рисунком
Если рисунок имеется, его также необходимо проанализировать. Рисунок может быть направленным или ненаправленным.
Если рисунок ненаправленный и ткань не имеет ворса и оттеночности, вы можете смело раскладывать детали как в одном направлении, так и в другом, а также для экономии материала валетом.
Если рисунок направленный, нужно во‑первых, сразу решить, куда будет направлен узор, например, к плечевому шву или к низу изделия, и, во‑вторых, соблюдать этот выбор при раскладке.
Мы также анализируем крупность рисунка. Если он мелкий, скорее всего, нет необходимости стыковать детали, но если рисунок крупный, вам нужно подумать о грамотном совмещении деталей, к примеру, если вы хотите, чтобы цветы шли строго по линии талии. Расход ткани в этом случае по естественным причинам увеличивается. Лучше всего, если вы сможете взять выкройку с собой в магазин, и на месте до покупки ткани прикинуть раскладку.
Ткани в полоску
Полоска может быть продольной (то есть идти вдоль долевой кромки) или поперечной. В первом случае раскраивать детали нужно, ни в коем случае не отклоняясь от направления нити основы, иначе на выходе вы получите брак. В этом случае вам также следует подумать будете ли вы стыковать полоску по плечевому шву. Раскрой с учетом совмещения увеличит расход ткани.
Если полоска идет поперек нити основы, раскладку и раскрой деталей необходимо выполнять с учетом совмещения полосок в боковых и средних швах спинки и полочки.
Ткани в клетку
Зачастую совмещение мелкой клетки оказывается нерационально сложным, но с некоторыми видами клетки это все-таки возможно. Если клетка на вашем материале четкая и хорошо видна, то ее нужно совмещать.
Несмотря на кажущуюся простоту, клетка может быть очень непростым узором для раскроя, поэтому подробнее ознакомиться с различными тонкостями этой задачи вы можете в нашем отдельном материале:
Как кроить из ткани в клетку
Ткани с ворсом
При разном направлении ворса один и тот же материал может выглядеть очень по‑разному! При раскрое бархата или вельвета детали выкладывают таким образом, чтобы ворс шел снизу вверх. Допустимо и обратное направление ворса, но этот вопрос следует решать в частном порядке в зависимости от качества материала и длины ворса: приложите ткань к себе и, глядя в зеркало, оцените, как выглядит ворс в том или ином направлении.
Во всех остальных материалах костюмной и пальтовой группы, которые имеют ворс, детали раскладываются таким образом, чтобы ворс шел от плечевого среза в направлении низа изделия.
Основные виды раскладок выкройки на ткани
Проанализировав материал, приступаем к непосредственной раскладке. Решая, как разложить ткань при раскрое, учтите, что выбор варианта раскладки определяется, исходя из рациональности и экономичности в каждом конкретном случае.
Продольный сгиб
В этом случае ткань складывается кромка к кромке, по долевой нити, лицевыми сторонами внутрь.
Поперечный сгиб
Ткань складывается поперек долевой линии, срез к срезу, лицевыми сторонами внутрь.
Частичный сгиб
Ткань складывается лишь с одной стороны по долевой, лицевыми сторонами внутрь. Этот способ позволяет максимально рационально использовать ткань для любой ширины.
В два сгиба
В таком варианте края ткани укладываются по нити основы к середине полотна, лицевыми сторонами внутрь.
В разворот
Ткань раскладывается в один слой, без сгибов, лицевой или изнаночной стороной вверх. Такой вариант подходит, если вы кроите по косой, а также если ваша ткань имеет рисунок или узор, который необходимо совместить. Этот способ удобен для тонких тканей (например, для шифон) и объемных, толстых. В этом случае детали выкройки раскладывают в зеркальном отображении, если они сшивные, или в разворот, если цельнокроеные.
Выбрав способ раскладки, укладываем детали на материал, оставляя свободное пространство для припусков на обработку. Не следует сразу же намелять — ищите наиболее рациональную раскладку до тех пор, пока не убедитесь, что потери ткани будут минимальными!
После окончательной раскладки на ткани всех деталей приколите их булавками и обведите по контуру портновским мелком или специальным маркером. Подробнее о способах разметки вы можете почитать в нашем специальном материале:
Способы разметки деталей выкройки на ткани
Далее нанесите припуски на обработку — по 1,5 см, по низу деталей — 3−4 см и отметьте все контрольные линии.
Ответить на вопрос, как правильно разложить выкройку на ткани, не так уж и сложно — куда сложнее разобраться в каждом конкретном случае с учетом особенностей вашей ткани. Но это умение приходит с опытом! А все возникшие вопросы вы можете задать в комментариях, мы постараемся на них ответить.
В данной статье мы собрали профессиональные советы, которые помогут вам кроить экономно, точно и с учетом особенностей выбранного материала.
Разложите лекала до покупки ткани
Первую раскладку делают перед >покупкой ткани, чтобы точно рассчитать ее расход. Для этого на полу раскладывают все детали выкройки. Опытным швеям обычно удается сэкономить до метра материи (по сравнению с расходом для аналогичной модели в журнале мод).
Найдите «лицо» и долевую
- Материалы с шерстью скручивают в рулоны лицевой стороной внутрь, с шелком – наружу.
- Если на полотне есть сгиб, то внутри – его лицевая часть.
- Принты и узоры обычно выглядят более яркими и четкими с лицевой стороны.
- Заводские дефекты (узелки, комочки) свидетельствуют об изнанке.
- Лицевая часть ворсованных материалов смотрится аккуратнее.
- Лицевой рубчик (в саржевом плетении) направлен слева направо и снизу вверх.
Чаще всего на изнанке дырочки кромки вогнутые, а на лицевой стороне – выпуклые, их легко обнаружить, если провести рукой
С поиском долевой проще – данная нить основы параллельна кромке. Большинство материалов (кроме эластичных) не растягиваются или тянутся очень слабо по долевой. В отличие от легко растягиваемых поперечных нитей (утка).
Обнаруженные дефекты обведите мелом или отметьте контрастными нитками, чтобы позже заметить при раскладке выкройки. Также отметьте мелом или другим удобным способом направление ворса (если он есть).
Кромка будет лишней
Кромка не должна попасть на деталь кроя. Поэтому при раскладке выкройки ее обязательно пускают в отходы. А если сильно стягивает полотно, заранее аккуратно срезают по всей длине или надрезают в нескольких местах. Исключение – материя с ровной, гладкой кромкой, идущей в шов или край изделия, например простыни.
Края срезов, особенно тонкой материи, лучше выровнять – потянуть за нить утка (поперечная), а затем отрезать по возникшей ровной линии. Трикотажные полотна разрезают по поперечной линии петель
Методы декатировки зависят от материала
Новое полотно перед раскроем декатируют (обрабатывают температурой и паром), чтобы волокна не дали усадку при первой стирке и вещь не деформировалась. Исключение – бархат, вельвет, плюш, флизелин, синтепон, болонья, «мятая» материя любого состава, лак и кожа. Их достаточно проутюжить с изнаночной стороны.
В домашних условиях большинство тканей просто проглаживают утюгом с паром с изнаночной стороны при температуре, разрешенной для данного состава волокон. Утюг при этом перемещают вдоль долевых нитей.
Однако некоторые материалы требуют более сложной декатировки. Их замачивают в теплой воде или стирают, затем слегка отжимают, сушат и лишь затем гладят с паром через проутюжильник (исключение составляют прозрачные ткани – их гладят без пара). Шерсть, например, увлажняют и оставляют на 10 часов, а шелк декатируют несколько раз подряд.
Как правильно разложить детали выкройки?
Начинающим портным, шьющим по готовой выкройке, пригодится план раскладки к модели в журнале мод. Более опытным рекомендуем поэкспериментировать: всегда существует более экономный вариант раскладки.
Сначала выкладывают крупные детали – спинку, полочки, рукава. Между ними размещают меньшие – пояс, воротник, манжеты, карманы, обтачки и др. Вокруг каждой предусматривают припуски на швы (1–1,5 см на швы, 3–5 см на подгибку низа изделия).
Направление долевой (нити основы) указывают стрелкой. Для проверки ее параллельности кромке используют линейку
Способы сгиба материала
- Продольный. Универсальный, самый простой сгиб.
- Поперечный. Для изделий из тонких тканей с эластаном.
- Частичный. Для экономии материи или недостатке ее ширины.
- В два сгиба. Для одежды с полочкой и спинкой, выкроенными со сгибом.
- В разворот (без сгиба). Для платьев, юбок, сарафанов с подолом по косой.
Выбор одного из данных способов сгиба зависит от особенностей материала, его длины/ширины, а также величины выкраиваемых деталей. Подробнее на рисунках ниже.
При продольном сгибе ткань складывают лицевой стороной внутрь вдоль долевой нити, соединив кромки
Если ткань скользкая, сколите ее в нескольких местах и по краям булавками. Ими же зафиксируйте крупные детали кроя.
При поперечном сгибе ткань складывают перпендикулярно долевой, внутрь лицевой стороной, соединив кромки
Вдоль линии сгиба (вплотную к нему и без припуска) выкладывают детали, выкраиваемые со сгибом (спинку, подол юбки и др.). Полочку, наоборот, вплотную к кромке. Если застежка или шов на спине, то среднюю часть спинки также размещают у кромки.
Частичный сгиб – ткань складывают вдоль долевой нити только с одной стороны. Так, чтобы уместилась самая широкая деталь выкройки со сгибом. Остальные части размещают на однослойном полотне
Сгибая ткань в двух местах, кромки соединяют в середине. Изнанка снаружи
Правила раскладки выкройки
Размещают детали выкройки с изнанки (в редких случаях часть из них выкладывают с «лица»). При этом рукава размещают в полноразмерном виде и оба одновременно. Если материя однотонная, направлять детали можно как угодно, главное – соблюсти долевую.
Если на полотне есть рисунок
- Мелкий узор совмещать не нужно, достаточно выложить детали в одном направлении.
- Крупный рисунок обязательно симметрично совмещают, скрепляя ткань булавками. А середину горошин размещают вдоль центра переда, спинки.
Для полосатых материалов
Вдоль центра полосатых деталей, особенно лифа и спинки, размещают доминирующую полоску. Продольные швы при раскладке тщательно совмещают, добиваясь точности рисунка. При этом учитывают симметрию рукавов, спинки, полочек.
Если есть клетки
В клетчатой материи, особенно с крупной и асимметричной клеткой, нужно тщательно совмещать линии клетки в продольных и поперечных швах. И постоянно контролировать процесс совмещения, в том числе с помощью контрольных меток (они отмечены черточками на готовых выкройках к клетчатым моделям в журналах).
Если есть начес, ворс, направленный рисунок
Ворс одежды из бархата, вельвета, велюра должен быть направлен одинаково – вверх или вниз. Поэтому все бумажные лекала раскладывают только в одну сторону. Иначе отдельные части готового изделия будут разного оттенка.
Далее – раскрой и пошив!
Все детали, даже самые мелкие, разложили и перепроверили? Сколите их булавками с тканью, чтобы не съехали в сторону. Приступайте к разметке и раскрою. Удачи вам!
Раскладку лекал на ткани следует начинать с крупных деталей: спинки, полочек, рукавов, выкройки деталей юбки. Все мелкие лекала (воротник, подборта, манжеты, обтачки, карманы и др.) размещают в промежутках между крупными частями выкройки.
Важно соблюдать направление долевой нити ткани, при этом, желательно стрелочкой на каждом лекале указать это направление. Отклонение от долевой нити лекала не должно превышать 1см на 1 метр длины ткани.
Кроме того, при индивидуальном пошиве одежды лекала основных деталей выкройки делаются без припусков на швы, раскладку их нужно делать с учетом величины припусков. Для каждой детали имеются свои минимальные значения допустимых припусков. См. схему ниже.
Правила раскладки лекал с учетом рисунка и качества ткани
Нет необходимости приводить экономичную схему раскладки юбки, брюк, платья и другой одежды отдельно. Достаточно знать основные правила размещения деталей на ткани, чтобы правильно и экономно уложить все части выкройки любой одежды. Вот некоторые из них.
1. Раскладку лекал выполняют на ткани с изнаночной стороны.
2. Сложив ткань пополам лицевой стороной внутрь, ее кромку нужно сколоть булавками. В таком случае во время работы (обмеловки, раскроя) ткань не будет смещаться.
3. Если рисунок ткани в полоску или в клетку, рисунок совмещают также и по краям (поперечным) и закалывают булавками. По линиям боковых и центральных швов нужно добиться совпадения клеток, полос и иного рисунка. Рисунок на рукавах размещают также с учетом симметричного его расположения на обеих руках, спинки и полочки.
При раскладке выкроек на ткани в крупную симметричную полоску или клетку, середину каждой детали совмещают с центром рисунка полоски или клетки, совмещая по контрольным линиям бокового шва юбки, брюк, платья и другой одежды.
На ткани с асимметричным рисунком полосок или клеток, центром рисунка следует считать самую ярко выраженную полоску или клетку. Если рисунок сложный, например, крупная несимметричная клетка, композиция из различных полос, то подгонку его на деталях кроя нужно проводить особенно тщательно.
4. Раскраивая парные симметричные детали, вырежьте сначала одну деталь и воспользуйтесь ей как выкройкой для другой детали. Наложите вырезанную деталь на ткань лицом к лицу, совмещая рисунок, сколите по контурам булавками и выкраивайте другую деталь.
5. Таким способом удобно пользоваться, если детали выкройки нужно кроить по косой. В этих случаях особенно важно совпадение рисунка по линии шва, так как расположение его на изделии является декоративным и композиционным элементом костюма.
6. На тканях с односторонним рисунком, ворсовых тканях с ассиметричной клеткой, с начесом — лекала располагают в одном направлении.
7. Кроить ворсовые ткани нужно таким образом, чтобы ворс на изделии лежал сверху вниз.
8. На вельвете и бархате ворс должен быть направлен снизу вверх на каждой детали для сохранения матового оттенка ткани.
9. При раскрое гладкого однотонного или с мелким и разносторонним рисунком материала лекала можно располагать в противоположных направлениях.
Раскладка лекал деталей выкройки на ткани
1. Спинку изделия располагают по сгибу ткани. Полочку, если она имеет застежку, располагают к кромке. Если застежка по спинке и спинка имеет шов по средней линии, то к кромке располагают середину спинки.
2. Рукава выкраивают в развернутом виде (оба вместе) по долевой нити. Иногда ( по модели) рукава выкраивают «по косой» (45 градусов к долевой нити).
3. Если по ширине ткани не хватает на целый рукав, то надставки добавляют к задней части рукава. Ширина надставки не должна быть более 12см.
4. Пояс и манжеты выкраивают по долевой нити. Воротник выкраивают по поперечной нити, причем средняя линия воротника располагается строго по долевой нити.
5. Раскладку ассиметричных деталей производят на ткани в развернутом виде.
Величина припусков на швы
Величина припусков на швы зависит от вида ткани и способа обработки срезов. На сыпучих тканях припуски на швы увеличивают на 0,5-1см. Излишки срезают при обметывании.
1. На закрытых срезах (горловина, проймы, линия талии юбки под пояс, низа рукава манжеты, срезы воротника и т.п.) припуски равны 0,7 -1см. На открытых срезах (плечевые, боковые, рельефные швы, швы кокеток и т.п.) — 1,5-2,5см.
Припуск по лини талии платья равен 2-4см.
Припуск на подгиб низа рукава — 3-4см.
Припуск на подгиб низа юбки зависит от ее формы: для прямой юбки — 4-5см; расширенной — 3-4см; клеш — 1-1.5см.
В детских изделиях припуски по длине (на линии талии, низа юбки, рукавов) делаются больше, чем для взрослых на 1-2см.
Разметка лекал на ткани
1. Обводят лекала мелом или тонким кусочком высококачественного мыла. На светлых тканях можно пользоваться карандашом, но линии нужно проводить тонкие, почти незаметные.
2. Существуют еще и специальные фломастеры, от которых цветной след на ткани держится лишь определенное время (от нескольких часов до нескольких дней), а затем исчезает. Ошибочно проведенную линию можно убрать нейтрализующим составом, который находится с обратной стороны фломастера.
3. Кроме общего контура должны быть намечены вытачки, места расположения карманов, линии середины деталей, линии перегиба лацканов, положение первой петли и контрольные точки для правильного соединения деталей на швейной машине.
4. Контрольные точки должны быть отмечены в следующих местах: на спинке и полочке по лини талии; на припусках бокового шва и рельефов; по окату рукава (верхние точки и в точках переднего и локтевого перегибов); по проймам спинки и полочки.
При раскладке лекал выкройки ассиметричных деталей ткань раскладывают в разворот.
Другие статьи:
После того как вы приобрели ткань для задуманного изделия, нашли или построили подходящую выкройку, необходимо раскроить ткань.
Раскрой ткани начинается с раскладки деталей выкройки. Разбираемся, что вам необходимо:
•
➖Раскройный стол, или чистый пол. Важно, чтобы поверхность позволяла полностью разложить ткань, и у вас был удобный подход с разных сторон.
➖ Мелок, или специальный маркер, или обмылок. Каждый выбирает то, что удобно.
➖ Булавки и грузики, чтобы лекало не смещалось после раскладки.
➖ Подготовленная заранее ткань (ВТО – залог успеха).
Чаще всего ткань складывают вдвое лицевой стороной друг к другу, соединяя по кромке. Раскладку лекал всегда начинают с основных и более крупных деталей, со сгибом, и потом переходят на мелкие, которые могут располагаться в промежутках между основными. Но в любом случае важно выложить все детали, и проверить, достаточно ли у вас материала на все(!) детали будущего творения.
Обращаем внимание на направление долевой нити. Долевая нить на ткани всегда расположена параллельно кромке, сверяем с направлением долевой на деталях выкройки. Если ткань не ворсовая (вельвет или бархат) и не имеет принта, требующего состыковки на изделии, тогда выкладывать лекала можно в разных направлениях для экономии ткани. Для деталей со сложными контурами воспользуйтесь треугольником, замерьте точное расстояние от кромки изделия до долевой в лекалах.
Существует несколько вариантов раскладки выкройки на ткани:
— продольный сгиб ткани;
— поперечный сгиб ткани;
— раскладка в разворот;
— раскладка в два сгиба;
— раскладка – частичный сгиб ткани.
— раскладка по косой