Как правильно положить выкройку на ткань

Чертежи выкроек вы можете использовать в дальнейшем неоднократно с учетом внесенных после примерки поправок и других изменений.
Поэтому не рекомендуется вырезать их и применять как выкройку для перевода изображения на ткань.
Для этой цели лучше сделать из более плотной бумаги специальные лекала.
Чертежи и соответствующие им лекала обычно изготавливаются на половину изделия.
Но иногда приходится производить раскрой исключительно на развернутой ткани, например, если фигура или модель несимметричны.
Тогда чертежи и лекала всех деталей, в том числе парных, нужно составлять полностью.

Контуры чертежа переведите с одного листа на другой с помощью копировальной бумаги и резца.
Чтобы не допустить смещения линий, прочно скрепите оба листа булавками или канцелярскими кнопками.
Перед тем как вырезать лекала и приступить к перенесению рисунка на ткань, обозначьте внутри контуров направление долевой нити, названия и количество деталей, а также укажите верхнюю или нижнюю сторону, предназначение срезов и величину припусков на швы, место размещения складок или оборок и т.д.
Если деталь должна раскраиваться в развернутом виде, отметьте ее правую и левую стороны.

Поскольку все контуры чертежей должны наноситься на изнаночную сторону, перед раскроем определите лицевую сторону ткани.
Важно также знать направление долевых нитей — нитей, идущих параллельно кромкам ткани.
Основные детали раскраивайте в долевом направлении.
Для выравнивания низа будущего изделия вблизи от срезов ткани выдерните по одной долевой нити и по этой отметке ровно срежьте излишки ткани.
Раскрой производите от линии перегиба. Оставшиеся неиспользованными края ткани могут быть различными по размерам. Из них можно выкроить пояс и некоторые другие детали изделия.
Если ткань имеет рисунок или ворс, его направление обязательно должно учитываться при выкраивании каждой из запланированных деталей.
Когда ткань подготовлена, можно приниматься за лекала.
Причем все они, включая даже самые маленькие, должны быть размещены одновременно. Это необходимо для более экономного использования материала.
Расположите лекала так, чтобы указанное на них направление долевой нити совпадало с направлением долевой нити на ткани.
Сначала разместите крупные лекала — спинку, полочки и рукава, учитывая необходимые припуски на швы.
Затем разложите на ткани более мелкие детали. При этом постарайтесь размещать детали ближе друг к другу, чтобы более выгодно использовать ткань.
Когда самый удачный вариант подобран, прикрепите лекала к материалу булавками и обведите по контуру мелом или кусочком мыла.
Для большей точности можно использовать линейку. Весь рисунок наносите полностью сплошной линией, а припуски на швы отмечайте штрихами.

При работе с однотонными хлопчатобумажными тканями можно перенести рисунок с лекала сразу на обе стороны материала с помощью резца.
При этом под ткань следует предварительно положить картон или фанеру.

Но в большинстве случаев все же приходится прокладывать копировальные стежки, необходимые для перевода рисунка на обратную сторону детали или на другой элемент. Это нужно сделать еще до снятия лекал.
Детали из ткани вырезайте только после окончательной проверки соответствия изображений на бумаге и материале.

Небольшие детали, присоединяемые к изделию на более поздних стадиях работы, например воротники и оборки, можно вырезать из ткани и обрабатывать уже после сметки основных швов и проведения первой примерки.

Изделия ручной работы, украшения или одежда из кожи отличаются оригинальным видом, приятной поверхностью и долговечностью, что увеличивает спрос на работы, выполненные с помощью натурального полотна. Раскрой кожи отличается от технологии пошива тканей из-за специфики текстуры. Для работы с материалом нужна специальная швейная машина, иголки, нити и клеевые составы. О том, как правильно проходит раскройка кожаных изделий и какие для этого нужны инструменты, расскажем в этой статье.

Подготовка материала к раскрою

Приобрести натуральную кожу можно в магазине. Чтобы не ошибиться с объемом полотна, рекомендуется брать с собой выкройку – она поможет выбрать нужное количество материала. Перед выполнением раскройки создается пробник из ткани с внесением изменений в созданное лекало. В качестве образца можно использовать проверенную модель изделия, которая не нуждается в корректировке.

Во время раскроя кожу нужно раскладывать в один слой. Выкройка парных деталей (рукавов одежды, ручек сумки) выполняется в зеркальном отображении. Поскольку натуральный состав склонен к поперечному растягиванию, не стоит вырезать детали в разном направлении.

Чтобы перенести рисунок с лекала на основу, достаточно прикрепить бумажные детали клеевой лентой, разметив контуры ручкой или маркером. Поскольку кожаные изделия должны дополнительно прострачиваться по контуру, вырезка деталей проходит с одинаковым припуском. Допускается ширина около 1,5 см низа изделий и рукавов около 5 см.

Натуральная кожа должна обрабатываться с учетом своих особенностей. Не допускается проводить сметывание иголкой, так как на поверхности проявятся неприятные точки. Заниматься распарыванием сшитых деталей для корректировки раскроя также недопустимо, поскольку все предыдущие швы будут отображаться на поверхности. Именно поэтому любые корректировки вносятся до перехода к окончательному этапу шитья.

Прежде чем шить кожу, рабочие детали и лекала скрепляются обычными канцелярскими скрепками или зажимами, которые продаются в профессиональных магазинах. В случае использования портновских булавок помните, что детали крепятся перпендикулярно линии шва.

Инструменты для раскройки натуральных и искусственных изделий

Процесс раскроя может выполняться портновскими ножницами или простым лезвием, одна часть которого помещается в пробку. Это снижает риск получения травмы, упрощает работу с инструментом. Чтобы рез был точным и ровным, специалисты применяют ножи, которые оснащаются пластиковыми или деревянными подложками.

Кожаная обувь из грубых кусков материала прошивается специальной иголкой, а мягкие сорта обрабатываются на бытовых швейных машинках с простой иглой. Резка заготовок осуществляется с помощью сапожного ножа. Обработку следует выполнять на пластиковых поверхностях или оргстекле, поскольку эти материалы не подвержены деформации при высоких нагрузках. Натуральный или искусственный материал фиксируется с помощью резинового клея, синтетических ниток. Мастеру также могут потребоваться молоток, шило и наперсток.

Как выполняется раскройка кожи

Производство деталей требует экономного расхода изделия, поэтому существует общее требование обработки материала – раскрой начинается только со стороны огузка. Раскрой выполняется по нескольким методикам размещения исходников:

  • Рядовая укладка. Процесс заключается в раскрое деталей от задней части к воротнику. Обработка выполняется поэтапно, чтобы пустить в работу максимальное количество деталей.
  • Укладка по крупному. Мастера раскраивают весь крупон на мелкие детали. Такой метод актуален для обработки крупной кожи, и при некомплектной кройке.
  • Раскладка по периферии. Метод заключается в том, чтобы вырезать изделия в заготовке поэтапно – сначала выполняется раскройка лап, полы, воротка и других частей.
  • Спиральная раскладка. В данном случае первую деталь выкраивают в центре заготовки, после, по спирали, вырезаются остальные части.

Важным этапом процесса шитья остается определение направления ворса изделия. Если он будет выбран неверно, то одежда, сумка или любой другой кожаный аксессуар будет иметь разные оттенки. Перед началом работ кожу необходимо проутюжить. Для этого достаточно использовать не горячий утюг без пара, который нужно прикладывать только через сухую тряпку.

Чтобы предотвратить распускание нитей, концы швов должны быть надежно зафиксированы несколькими узлами. Такая необходимость возникает при использовании машинки, так как она не закрепляет шов обратным ходом.

При необходимости применения клея, помните, что состав наносится кисточкой на очищенную и обезжиренную поверхность. В противном случае фиксация частей будет недостаточной и быстро придет в негодность. Использование слишком жидкого клея не рекомендуется. Работать с материалом, который был недавно обработан клеящим составов, можно только после его полного высыхания.

Главные правила и советы

  • При обработке заготовки на швейной машине делать мелкую длину стежков запрещено. Слишком частые отверстия приводят к разрыву кожи в местах, где соединяются разные полотна.
  • После работ натуральному изделию можно придать свежесть. Разметка, отпечатки и другие следы убираются водой с мылом и нашатырем. После первичной обработки достаточно протереть поверхность тряпкой, смоченной глицерином.
  • Сильные загрязнения на кожаных вещах удаляются теплым некипяченым молоком. После обработки поверхность нужно протереть насухо.

Чтобы сделать вещи долговечными и износостойкими, рекомендуем прокладочные материалы. Их стоит помещать в те места, которые подвергаются наибольшей нагрузке во время носки или эксплуатации. Укреплять стоит проймы, горловины, плечевые швы на верхней одежде. Для этого используется флизелин модели Le420, который фиксируется с помощью утюга.

Правильная посадка одежды напрямую зависит от правильного построения выкройки и качественного раскроя: от подготовки ткани, расположения выкройки на ткани, наличия контрольных меток и других важных моментов. Такая одежда будет всегда радовать своего владельца и выгодно подчеркивать все достоинства его фигуры.

У каждой опытной швеи есть своя техника кроя, которая была наработана годами и опытом. Поэтому говорить о том, как правильно кроить одежду, не стоит. Но существует несколько основных правил, которые следует соблюдать, чтобы получить качественное изделие.

Декатирование – подготовка ткани к раскрою

Чтобы в процессе носки и после стирки не было усадки одежды, материал, из которого её будут шить, необходимо предварительно подготовить. Для этого выполняется специальная обработка (декатирование), которая способствует предварительной усадке ткани.

Процесс декатирования осуществляется путем обработки ткани горячей водой или паром с дальнейшим высушиванием для предотвращения усадки. Большинство тканей при намокании и стирке дает усадку. Как правило, это натуральные ткани, такие как лен, хлопок, натуральные шелковые и шерстяные ткани. В то же время декатировать можно не все из них, так как, к примеру, натуральный шелк не любит воду и его нельзя подвергать высокой температуре. Шелковые и льняные ткани можно проутюжить не слишком горячим утюгом, чтобы слегка убрать помятость. Поэтому перед декатированием обязательно просмотрите особенности обработки выбранной для кроя ткани.

Проверка ткани на наличие дефектов

Перед раскроем обязательно проверьте отрез ткани на наличие дефектов и ткацких пороков: пятен от масла, пробоин, неравномерной окраски и т. д. Все эти места, если такие есть, обведите мелом (мылом), чтобы при раскрое она не попали под выкройки, а расположились между ними или использовались для внутренних, вшиваемых деталей.

Проверка рисунка и определение лицевой и изнаночной стороны

Определите лицевую и изнаночную сторону материала, акцентируя свое внимание на характер лицевой стороны: наличие ворса, рисунка, вида переплетения и других характерных элементов. Если ткань ворсистая, все детали изделия должны кроиться с одним направлением ворса. Чтобы его определить, проведите рукой параллельно кромке, если ворс легко ложиться – это его направление, если приподнимется – вы провели против него.

Рисунок на материале нужно детально изучить. Ткань в клетку или с симметричными рисунками необходимо кроить с учетом совпадения раппорта ткани у продольных швов. Если же рисунок имеет направление, следите, чтобы при разложении всех деталей бумажных выкроек их нижние края смотрели в одном направлении. Большой одинарный рисунок, если он не просвечивает на изнанку материала, нужно отметить с изнаночной стороны. Это необходимо для того, чтобы рисунок полностью попал под бумажную выкройку, а не одна из его частей.

Определение направления долевой нити

Перед настилом ткани необходимо определить направление его долевой нити. Для этого найдите кромку ткани, нить проходящая параллельно ей – долевая. Если на отрезе ткани кромки нет, определить её направление можно путем резкого растяжения ткани вдоль смежных краев. По долевой нити она не будет тянуться или растянется незначительно, в отличие от нити утка.

Раскладка выкроек

Во время раскладки деталей выкройки на материале следите, чтобы линия долевой нити на выкройке совмещалась с долевой нитью ткани. Для этого разложите крупные детали выкройки линией долевой нити параллельно кромке ткани или сгибу и скрепите с тканью булавками. Следите чтобы расстояние начала и конца линии было на одном расстоянии от кромки. Затем обведите выкройку остро заточенным мылом (мелом или исчезающим фломастером) двумя параллельными линиями: первая – прямо по контуру, вторая – на расстоянии припусков на швы (если на бумажной выкройке не предусмотрены припуски).

Старайтесь раскладывать детали выкройки как можно экономнее. Первыми положите все крупные детали (спинки и полочки, рукава, детали брюк) нижним краем к нижнему срезу на расстоянии необходимого припуска или величину подгибки. Небольшие детали разместите в свободном промежутке между крупными с учетом долевой нити. Не забывайте про припуски на швы!

Раскрой ткани

Кроить ткань необходимо специальными портновскими ножницами. Они должны быть остро заточенными и иметь острые концы, для того чтобы резать по всей поверхности лезвия. Это снизит нагрузку на руку и позволит сделать более аккуратный и ровный срез. Детали выкройки вырезаются по второй намеченной линии, обозначающей контур детали с припусками на швы. Следите, чтобы линия кроя быть ровной и четкой, без рваных краев.

Раскройные столы для являются одним из важнейших элементов оборудования на фабриках при производстве одежды или мягкой мебели. Например, стоимость ткани может достигать до 70 процентов от общей стоимости производства одежды. Поскольку производители не контролируют стоимость этой ткани, они могут сосредоточиться только на сокращении и оптимизации количества используемой ткани. Чтобы поддерживать конкурентное преимущество и увеличить прибыль, производители должны использовать ткань разумно.

Качество конечного продукта напрямую зависит от того, четко ли был выполнен чертеж и правильно ли вырезана выкройка, напрямую зависит качество сшитого изделия. Поэтому мебельные и швейные фабрики стараются найти место не только для машины или оверлока, но и для раскройной поверхности. Некоторые раскройные столы имеют нижние полки для хранения, воздушную подушку для облегчения перемещения материала или вырез для стола швейной машины.

Основные характеристики раскройных столов REXEL:

— Стол изготовлен из закрытых стальных профилей для долговременной прочности и устойчивости.
— Столешница изготовлена из ламинированного МДФ белого цвета толщиной 25 мм.
— Снаружи столешница отделана алюминиевыми уголками, а внутренние соединения столешницы выполнены из белого ПВХ.
— Нижняя сторона каждого соединения столешницы поддерживается профилем.
— Уровень стола можно отрегулировать с помощью поворотных ножек.
— В любой момент в будущем стол можно быстро удлинить докупив дополнительные модули.
— Столы могут быть оснащены специальными колесиками с тормозом (опция).
— Воздушная подушка (опция SK-3/AIR) может быть добавлена к столу.
— Возможно изготовление столов любого размера.
— Стол может поставляться с дополнительной нижней полкой (опция).
— Стандартная ширина стола: 1,83 м или 2,07 м.

4 совета по повышению производительности при работе на раскройном столе

1. Подготовка хорошего плана резки

Планы резки должны быть подготовлены с учетом различных ограничений, на данном производстве, чтобы оптимизировать использование материала, например:

● Длина стола,
● Максимальное / минимальное количество элементов раскроя одежды,
● Предметы одежды следует разрезать только попарно, Максимальное / минимальное количество слоев, которые нужно положить в настил,
● Допускается обрезка лишних кусков сверх установленного количества.

Составление плана резки, который соответствует указанным выше ограничениям, — это трудоемкий процесс. Кроме того, составление плана резки вручную уязвим для человеческих ошибок и имеет более низкий уровень точности.

2. Подготовка схем выкройки и лекал

Осмотрев ткань на перемоточной машине, раскройщики начинают готовить материал для раскроя на раскройном столе. Лекала создаются из заранее подготовленных картонных фигур или отдел CAD распечатывает оптимизированный план резки на плоттере.

Ткань настилается слоями, а затем раскройщик начинает выкройку ткани на основе заранее подготовленного плана. На этом этапе важно знать параметры ткани – эластичность ткани, режется ли круглым, вертикальным или многоугольным ножом и т. Д. Предоставляя эту информацию цеху раскроя, мы минимизируем количество производственных ошибок и уменьшим количество отходов.

3. Выбор режущего ножа

На раскройных столах используются многие виды специализированных ножей для ручной резки ткани. Среди них:
— Вертикальные ножи (используются чаще всего)
— Круглые ножи
— Круглые многоугольные ножи
— Ультразвуковые ножи

Вертикальные ножи — наиболее часто используемые ножи в разделочной. В зависимости от степени нахлеста ткани используются ножи соответствующей высоты. Это самые универсальные ножи, которые используются для резки любого типа ткани и работают по принципу быстрой вибрации по оси вверх-вниз.

Круглые ножи используются для более мелких настилов более дорогих типов тканей, где необходимо минимизировать риск повреждения края ткани вибрациями стандартного режущего ножа. В результате край ткани меньше ворсится.

Многоугольные ножи работают так же, как и круглые ножи, но они используются для более твердых материалов, например жесткий войлок, экокожа и кожа. Обычно разрезается только один слой материала.

Ультразвуковые ножи используются в материалах, содержащих более 50% искусственных компонентов. Эти устройства работают за счет вибрации режущей головки на ультразвуковой частоте, что обеспечивает максимальное качество резки. Кроме того, ультразвуковые ножи оплавляют край ткани, благодаря чему она не ворсится, а конечный продукт отличается очень высоким качеством. Ультразвуковые ножи чаще всего используются при производстве оконных жалюзи, но также используются в других отраслях промышленности.

4. Утилизация материала

Рулоны ткани имеют определенную длину и часто после настила ткани на раскройном столе оказывается, что на рулоне остался небольшой отрезок ткани. Этот отрезок можно использовать отрегулировав лекала для резки по его длине. В результате отходы сводятся к минимуму, а в цехе раскроя есть дополнительные элементы, которые затем можно использовать в производственном процессе.

Несмотря на потенциальную простоту этой идеи, ее реализация может оказаться сложной: наличие ткани для раскроя не означает, что элемент будет использоваться в производственном процессе. Более того, количество комбинаций рисунков очень велико, поэтому стоит заранее проверить, какой элемент вызывает больше всего проблем в швейном цехе, чтобы преждевременно сделать запас, который затем можно будет использовать. Вот почему стоит проявлять гибкость в процессе резки и максимально использовать отходы производства — а благодаря раскройным столам REXEL это будет намного проще.

Легко найти лицевую сторону на ворсовых тканях, таких, как вельвет, бархат. В сатиновой ткани лицевая сторона гладкая и с блеском. При затруднении определения лицевой стороны посмотрите на ее кромку: обычно кромка на лицевой стороне более гладкая и тщательнее выполнена. Раскладка выкройки на ткани

Сложите ткань лицевыми сторонами внутрь и разместите на ней половинки выкройки. При раскрое асимметричных деталей (например, со складками, сборками или застежками только на одной из полочек) выкройки располагают на одинарно разложенной ткани. При складывании ткани необходимо скрестить нитки сложенных слоев под прямым углом, а срезы положить ровно.

Перед, спинку и рукава раскраивают в первую очередь. А в случае раскроя платья, отрезанного по линии талии, раскроите сначала юбку (нижнюю часть платья), после этого верхнюю часть – перед, спинку лифа и рукава.

По линии сгиба ткани располагают выкройки деталей, неразрезных на линии середины переда или спинки, обозначенные на чертеже пунктирной линией с надписями: «середина переда», «середина спинки». Выкройку с застежкой на середине переда расположите так, чтобы пунктирная линия с надписью «середина переда» совпадала по направлению долевой нити ткани независимо от излишка ткани, оставленного на застежку.

Все выкройки скалывайте булавками к ткани, оставляя немного ткани на швы и срезы. Слои ткани не должны смещаться во время раскроя. Следует также помнить, что острые ножницы – это одно из главных условий раскроя.

Обратите внимание на фактуру ткани, ее рисунок. На тканях гладких и одноцветных выкройки можно располагать произвольно. Также и ткани с несимметричным мелким рисунком выкройки располагают произвольно.
Ткани с рисунком одного направления требуют большего внимания при раскладке выкроек. Их необходимо расположить в одном направлении – по направлению рисунка.

В изделиях из тканей с вертикальными полосами застежку следует разместить так, чтобы она не деформировала рисунок узора неправильным расположением линии середины. Правильно обозначенная линия середины, проходит посередине полосы или же на равном расстоянии между полосами. Будьте внимательны, рисунок узора на накладных карманах должен соответствовать рисунку всего изделия. Чтобы правильно скроить какую либо деталь, обозначьте на выкройке полосы в соответствии с рисунком изделия.

На тканях с горизонтальными полосами, выкройки расположите горизонтально линии узора, так чтобы они соединялись на одной высоте в боковых швах переда и спинки. Выкройки рукавов разместите так, чтобы по соединению с лифом узоры полос на рукавах совпадали с узором полос полочек. В воротниках узоры должны совпадать одним направлением на обоих концах (спереди) независимо от фасона воротника (с острым или закругленным углом).

Обратите внимание, что на тканях с рисунком в клетку выкройки располагают так, чтобы середина удлиненной полосы или середина между полосами обозначала середину переда и спинки (даже небольшое смещение узоров может деформировать силуэт). При раскрое блузки или лифа платья заметьте, что на линии плечевого среза узор переда должен совпадать с узором спинки. Такое же расположение узоров должно сохраниться и в области боковых швов. Расположение узора на рукавах, воротниках, карманах должно быть, как при раскройке ткани с полосами.

1. Подготовка выкроек для пошива мягких игрушек своими руками

Прежде чем приступить к раскрою игрушек, следует изготовить лекало, т.е. бумажную (или картонную) выкройку. Для этого распечатать файл с выкройкой нужной Вам мягкой игрушки, все детали по контуру вырезать.

Используя выкройки мягких игрушек из книг, журналов и т.п., потребуются калька и копировальная бумага. Выкройку из книги, журнала переведите на кальку, а затем (через копировальную бумагу) — на картон. Затем аккуратно вырежьте ножницами.

Вырезанные детали можно собрать вместе на длинную, крепкую нитку, на концах которой – узлы. Нитку стянуть и завязать бантом. Или сложить их в почтовый конверт, а конверт подписать.

Все указания, наименования, пометки с выкройки обязательно тоже перенесите на свои выкройки мягких игрушек. Если это не сделать, можно перепутать детали.

2. Раскрой деталей игрушек на ткани

а). Крой, как правило, нужно производить по долевой нитке, которая проходит вдоль кромки ткани и не тянется (на выкройках она обычно обозначена стрелочкой). Клинья в голову и туловище всегда раскраивайте по косой нитке (куда ткань тянется сильнее). Придерживаясь этого правила при раскрое игрушек, мягкие игрушки получатся красивыми, иначе может получиться искаженная форма игрушки.

Положить перед собой ткань, из которой будете шить мягкую игрушку. Ткань (или лоскутки ткани) положить лицевой стороной вниз. Плотно прижимая выкройки игрушек к материалу, обводят их тонкой линией шариковой ручкой на хлопчатобумажном материале и мехе, а на сукне, драпе и фетре тонким, высушенным обмылком туалетного мыла или тонким портновским мелком.

б). Все детали вырезаются точно по проведенной линии.

Искусственный мех, фетр, сукно при раскрое не требуют припусков на шов, а для сыпучих материалов (ситец, сатин, байка, плюш, бархат, трикотаж) – делается прибавка на шов полсантиметра по всему контуру детали. Детали из меха нужно резать острыми концами тонких ножниц, и только основу ткани, стараясь не срезать ворс.

3. Смотреть видео: «Раскрой игрушек на примере мягкой игрушки Заяц»:

Правильно кроим.

Для раскроя потребуется отрез ткани, выкройка вашего будущего изделия, портновские булавки и (или) грузики, ножницы, портновский мелок или сухой обмылок.

Бумажную выкройку модели вы построили сами или взяли готовую из журнала мод. Теперь нужно купить ткань. Сколько? Конечно, имея некоторый опыт шитья, примерно расход ткани вы представляете.

Толковый продавец в магазине тканей тоже даст рекомендацию. Но особый шик для домашней портнихи, особенно учитывая немаленькие цены на качественные ткани, заключается в умении выкроить так, чтобы ткани хватило, но и обрезков («выпадов») от кроя было минимум. В журналах обычно указывается расход ткани на модель, иногда дается примерная схема раскладки – все это рекомендую проверить.

Дело в том, что в журналах указывается расход совершенно определенной ткани, а у вас он может получиться гораздо меньше. Известный автору рекорд экономии ткани по сравнению с рекомендованным – 2 метра вместо трех с половиной – был достигнут при пошиве пальто-пелерины. Почти вдвое!

Уточнить расход ткани можно простым способом – на полу или на столе разметить полосу такой ширины, какой будет ваша ткань, разложенная для раскроя. Например, если вы присмотрели ткань шириной 140 сантиметров, кроить будете, сложив вдвое – нужно разметить полосу шириной 70 сантиметров. Вот на этой полосе и раскладываете свою выкройку.

Следите, чтобы указанное на выкройке направление долевой нити было параллельно кромке ткани, это легко проверить, измеряя расстояние от линии долевой до кромки Можно попробовать несколько вариантов, найти оптимальный и точно вычислить, сколько же ткани нужно купить. Не забывайте только прибавить немного (5-10 процентов) к найденной длине отреза, так как после декатировки ткань может дать усадку, а трикотаж – еще и немного (или сильно!) перекоситься.

Декатировка – это предварительная влажно-тепловая обработка ткани для того, чтобы она дала усадку до раскроя, а не в готовом изделии. Разные ткани могут декатироваться по-разному. В домашних условиях действует правило – если готовую вещь предполагается стирать, то и декатировка должна заключаться в стирке ткани при такой же температуре и в таком же режиме (если это машинная стирка). Не хочу вас пугать, но иногда ткань может садиться после стирки несколько раз! Желательно высохшую ткань прогладить.

Если стирка изделия не предполагается (пиджак, пальто, одежда из шелковых тканей, которые стирать нельзя) – тогда можно прогладить ткань с паром и дать хорошенько просохнуть, или завернуть во влажное махровое полотенце, дать увлажниться, затем просушить.

Ну вот, теперь можно кроить. Желательно иметь большой стол шириной не менее 70-80 сантиметров и длиной хотя бы 2 метра, накрытый или обтянутый нескользящей подложкой, например толстым сукном или одеялом. К сожалению, для портних-любительниц, шьющих в домашних условиях (а именно им адресован данный материал), это не всегда доступно. Тогда придется кроить на полу. В этом есть и свои плюсы – можно разложить большой отрез, на ковре или паласе ткань меньше скользит, а весь процесс раскроя можно засчитать себе в качестве небольшого фитнеса.

В большинстве случаев кроят ткань, сложенную вдвое вдоль изнанкой наружу, кромка к кромке. Это наименее трудоемкий способ, и достаточно иметь по одной бумажной выкройке всех симметричных деталей. Однако бывают и другие варианты раскладки ткани, например:

  1. Ткань складывается не вдоль кромок, а поперек. Это случается, если ткань имеет купон по одной стороне, либо рисунок или другие особенности ткани подсказывает такую раскладку деталей.
  2. Ткань раскладывается в один слой. Этот вариант применяется, если ткань невозможно или нерационально кроить в два слоя. Пример – искусственный мех с длинным или средним ворсом, он кроится только с изнанки с применением острого скорняжного, канцелярского или дискового ножа. И в один слой, разумеется. Толстое сукно, вельвет или другую тяжелую, плотную ткань может быть просто физически трудно кроить более чем в один слой.

В один слой раскладывают и легкие ткани, если выкройка сложная, много несимметричных деталей – в этом случае раскладка в один слой позволит экономнее использовать ткань. Могут быть и комбинированные варианты – часть деталей, например, кроим из сложенной вдвое ткани, а часть – из остатка отреза уже в один слой.

Итак, размещаем выкройку уже на ткани с учетом предварительной раскладки, прикалывая ее булавками (можно попробовать вместо булавок придавить выкройку какими-нибудь грузиками, например камешками, это быстрее, но требует сноровки). Аккуратнее, не приколите к подложке! Если у вас пока мало опыта, нужно мелком обозначить линии, по которым будете кроить. Но стремиться нужно к тому, чтобы на глаз выдерживать заданную ширину припуска на шов, это сэкономит вам массу времени. Величина припусков – примерно 1,5 сантиметра, для тонких тканей – меньше, для толстых – больше. На подгибку низа обычно 3-5- сантиметра. Не забудьте перенести на ткань все важные метки с бумажной выкройки!

Здесь самое время сказать об инструментах. Если у вас нет хороших портновских ножниц – купите. Они есть разные, для тяжелых тканей, для легких, для начала советую купить средние, универсальные. Берегите их, пресекайте попытки домочадцев резать ими что-либо еще, кроме тканей. Старайтесь не ронять на пол, хранить ножницы лучше в специальном чехле или обернув мягкой тканью.

Очень хороши для раскроя некоторых элементов дисковые ножи для деталей пэчворка (лоскутного шитья), правда, для работы с ними желательно иметь специальный мат-подложку. Необходимыми эти инструменты не назовешь, но как они облегчают некоторые работы по раскрою! Например, так точно, быстро и аккуратно, как дисковым ножом, нарезать косую бейку ножницами невозможно. А отрезанный таким ножом край тонкого трикотажа не закручивается так, как при раскрое ножницами.

Раскроили? Ура! Полдела сделано, можно шить.

Сохраняйте все детали бумажной выкройки по крайней мере до тех пор, пока не дошьете вашу вещь. А если выкройка оказалось особенно удачной и, возможно, будет использована еще раз, сохраните ее. Если после примерок вносились изменения, пометьте, какие. Способов хранения выкроек много, очень компактый вариант – канцелярская пластиковая папка с файлами, в которые кроме сложенной выкройки можно положить кусочек ткани, из которой шилась модель – так ее легко потом будет найти. Выкройка, конечно, помнется на сгибах, но не беда, в следующий раз, когда будете кроить, достаточно прогладить ее теплым утюгом, причем все детали сразу – и можно снова использовать.

Ссылка на основную публикацию