Татьяна Литвинова
Обучение дошкольников вязанию крючком.
У каждого человека есть своё увлечение. Я люблю вязать. Работая в детском саду, я поняла, что вязание – это очень востребованный вид деятельности. Начала я с того, что вязала куколкам наряды, салфеточки, покрывала. Потом пришла в голову идея создать магазин, в котором все товары вязанные. Позже появился вязанный кукольный театр, вязаные картины и многое другое. «А почему бы не научить этому увлекательному занятию детей?» — однажды подумала я. Ведь вязание не только доступно для старших дошкольников, но и очень полезно. Развивается мелкая моторика руки, а это находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Также развивается эстетическое восприятие, формируется потребность творчески проводить свободное время и многое другое.
Публикация «Обучение дошкольников вязанию крючком,» размещена в разделах
Обучение дошкольников вязанию я организовала в форме занятий кружка. Путем проб и ошибок поняла, что освоить вязание крючком детям легче, чем спицами. Предпочтительно работать с шерстяной пряжей средней толщины.
Первые занятия я посвятила знакомству с материалами и технике безопасности. Основной задачей первого этапа обучения является формирование у детей интереса и желания научится вязать. В этом вся сложность! Ребенку необходимо научится держать крючок, набирать петли, провязывать столбики. Это работа не одной недели. Пока появится первый результат, интереса уже нет. И увлекательное занятие может легко превратится в утомительный труд. Поэтому уже самые первые шаги решено было обыгрывать. Например, дети создавали пушистое солнышко, а на самом деле учились правильно держать крючок.
Когда пришло время учить детей выполнять первые петельки, то стало ясно, что это отличный материал для создания декоративных панно, ведь повторюсь, детям так важно сразу видеть результат своего труда! Вот примеры интегрированных занятий (вязание и аппликация). Сначала дети вырезают ствол и ветви дерева, наклеивают их на основу, а потом украшают его осенними листочками из разноцветных вязанных первых петелек.
Или вот такой замечательный подсолнух, спрятавшийся за забором.
Для колючего ежа не достаточно нескольких петелек. Чтобы создать такого Колюнчика нужно иметь достаточное мастерство. Ребенок уже овладел техникой создания первой петельки, можно двигаться дальше!
Следующий этап, ребенка нужно научить вязать цепочки из воздушных петель и использовать их в аппликационных работах. Например, гитара, подарок папе на 23 февраля. Струны – это длинные вязаные цепочки, приклеенные на клей ПВА.
В этой же технике можно сделать улитку.
Вязаные цепочки можно совмещать не только с аппликацией. Можно организовать дидактические игры «Выложи букву», «Сложи из цепочки цифру», «Не цепочка, а геометрическая фигура» и многое другое.
Вязаные цепочки можно использовать для изготовления браслетов и бус для сюжетных игр и подарка маме на 8 марта. Достаточно только добавить несколько бусин и украшение готово.
Научив детей набирать воздушные петли и замыкать их в кольцо, можно предложить детям освоить следующий этап – вязание по кругу столбиками без накида. Обвязав небольшое колечко, получаются милые кружочки, из которых дети с удовольствием создают свои маленькие шедевры! Например, корзина с цветами.
Или яблоня со спелыми яблочками, некоторые из которых уже упали на мягкую травку (первые петли).
Никого не оставят равнодушным ветка красной и чёрной смородины.
В заключении хочется отметить, что уделяя должное внимание развитию мелкой моторики, я решаю сразу несколько задач: косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, готовлю к овладению навыками письма, развиваю эстетическое восприятие окружающей действительности.
Учиться вязать никогда не поздно. Но самое лучшее время для обучения вязанию — детство. Юным рукодельницам гораздо проще научиться вязать, чем взрослым. И вовсе не потому, что мышление у детей другое или пальцы более гибкие. Все дело в игре.
Ребенок воспринимает обучение вязанию не как нудное времяпровождение, а как увлекательную игру. Вспомните мамы, разве вы в детстве не шили своим куклам платья, не вязали для них кофточки? Конечно те первые вязаные изделия не подходили даже любимому кукленку, но зато какое было огромное желание связать одежку своими руками, похвастать перед подружками, а ведь дети и сейчас не изменились. Они так же хотят делать своим куклам одежду и вязать в том числе.
Как же научить ребенка вязанию? Я вспоминаю пару тоненьких книжечек, которые в детстве помогли мне освоить самые первые петельки. Это были книжки издательства «Малыш» для младшего школьного возраста и назывались они «Подружки-рукодельницы».
В этих книжках были не слишком хорошие модели. Они были сложны в выполнении, но вот рисунки там были отличные. Рисунки, на которых были даны обозначения петель и показано как их провязывать. Может быть вы мне возразите, сказав что сейчас тоже полно разных обучающих книг в магазинах, уйма журналов и разнообразных пособий. Да, это так. Но если вы приглядитесь, то уведите, что все эти книги довольно толстые и дорогие.
Яркие иллюстрации — это еще не успех книги. книга должна быть простой, детской и увлекательной. Эта книжка должна храниться на полке у ребенка, а не за стеклом в книжном шкафу. Нужно чтобы эту книжку ребенок мог вынести на улицу, показать подругам.
В детстве летом мы собирались с подружками-рукодельницами и взяв клубки и спицы уходили на лужок или под ивы вязать. Были с собой у меня и эти две книжки. А сейчас, я думаю, не многие родители отпустят своих дочек с шикарной книжкой по вязанию на лужок. Вы улыбаетесь? Значит вы меня поняли.
Еще один момент успеха в обучении вязанию — это результат. Как ни странно, ничто так не отбивает охоту к рукоделию, как неполучившаяся шапочка, шарфик или что-то там еще. Вот поэтому я предлагаю тем мамам, которые хотят научить вязать своих деток, начинать обучение не со сложных больших изделий, а с простеньких маленьких. Пусть это будут наряды для куклы Барби или подушечка в кроватку куклы, а может быть круглый коврик или мини-игольница. Важно только то, чтобы вы похвалили ребенка, как бы ужасно изделие вам не показалось.
Сначала похвалите, а потом подскажите, что в следующий раз можно связать послабее, потуже, поаккуратнее. Ну вы сами увидите, что в поделке не так 🙂
Еще одно немаловажное правило для тех, кто хочет научиться вязать — это хороший инструмент.
Дорогие родители, не пожалейте денег на удобные спицы или крючок, подберите нужные нитки. Желательно, для обучения взять не пушистые, а ровные ниточки средней толщины. И не вяжите в первый раз большое изделие. И все же не удержусь и порекомендую вам для обучения несколько книжек. И я не стану приводить издательства и авторов. Хорошую книжку нужно подержать в руках, понять, что она тебе нравится и пригодится.
Порекомендую только книжки с вязанием игрушек, амигурами, вязаные цветы или что-то подобное мелкое. Такие изделия очень быстро вяжутся и они по-настоящему детские. Пусть ваш ребенок научится вязать легко и быстро, а главное делает это с удовольствием.
Если в семье взрослые вяжут крючком и есть детки, у них возникает желание и интерес к вязанию уже с четырех лет. Причем пол ребенка не имеет знчения.
Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить и ее поймать.
Но главное при обучении этому виду рукоделия нужно принимать во внимание возрастные особенности детской психики, каждого ребенка нужно начинать учить в разное время!
При вязании развивается мелкая моторика рук, что помогает развивать речь и мышление ребенка.
Вязание помогает нормировать нервную систему, выдержку. Становится более терпеливым, упорным ребенком.
Фантазирует и направляет свою энергию на создание вязанной вещи. Напомню, что речь идет и о мальчиках, и о девочках.
Рекомендации
Каждое занятие не должно превышать 30 минут и должно иметь несколько перерывов, для разминки пальчиков. Это поможет ребенку не устать и поможет сконцентрировать все внимание на обучении.
Чтобы первоначальный интерес к вязанию крючком не исчез, сделайте обучение и процесс в виде игры. Например, попросите помочь вашего ребенка выбрать цвет
нити или крючок.
Никогда не ругайте ребенка, если например запуталась пряжа. Старайтесь больше объяснять и помогать ему. Если не получается сразу, поддержите и объясните еще раз.
Старайтесь научить ребенка первоначально клубочек класть в коробочку (корзинку), стоящую на полу. И после занятия, крючок воткнуть в клубок ниток и убрать на коробочку на место.
Условия
От условий, в которых занимается ребенок, во многом зависит успех обучения.
Стол и стул должны соответствовать росту малыша, а рабочее место должно быть хорошо освещено. Наглядно должны быть вязанные крючком изделия, выполненные руками педагога или других людей, можно детей. Нужен живой пример изделия, который можно потрогать, понять, что это действительно можно сделать самому руками.
Для ребенка должны быть организованы три зоны, к которым он имеет свободный доступ в любое время:
Материалы
Детям удобнее всего работать с шерстяной пряжей средней толщины в одну нить, достаточно мягкой и нескользкой. Можно использовать и синтетическую яркую пряжу, привлекающую внимание ребенка своей красочностью.
На начальном этапе обучения ребенок должен пользоваться металлическим крючком средней толщины, диаметр крючка должен соответствовать толщине пряжи.
С чего начинать обучение
Первый шаг
На этом этапе целью является формирование интереса и желания овладеть рукоделием. Можно провести дидактические игры: «Найди каждому крючку свой домик», «Подбери ниточки к крючку» (соотнесение крючка с толщиной пряжи).
Знакомство с изделиями и инструментами проводится в виде путешествия на выставку или в Сказочную страну Вязания.
Начать свой рассказ можно так: «Вязание — очень древнее занятие, появившееся тогда, когда люди научились приручать коз, овец и верблюдов. Вязанием вначале занимались только мужчины. Они пасли животных, стригли шерсть, пряли нитки, вязали теплые шарфы, одеяла деревянным или костяным крючком. ».
Основная задача этого этапа — познакомить детей с:
Использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.
ВАЖНО!
Но прежде всего, следует научить ребенка правильно сидеть: прямо, касаясь корпусом спинки стула, слегка наклонившись вперед, держа работу на расстоянии 30 — 35 см от глаз. Перед началом и после окончания работы надо предложить малышу вымыть руки, чтобы нить и изделие всегда были чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц шерсти.
Обучение вязанию крючком надо начинать с объяснения и показа того, как правильно держать крючок (большим, указательным и средними пальцами правой руки — как карандаш).
Вывязанные цепочки ребенок использует в аппликации, наклеивая их по контуру нарисованных деталей (воздушные шары, цыплята, зайчик, грибок и т.д.). Цвет ниток и длину цепочки определяют методом примерок, прикладывая связанную цепочку к схеме.
Первые задания должны быть небольшие, чтобы ребенок быстро получили результат. Можно выполнять коллективные работы (цепочки вяжет ребенок и взрослый, а панно — общее)
Более сложной аппликационной работой будет изображение, в котором деталь полностью заклеена цепочкой, расположенной по принципу «улитки».
Второй шаг
Следующим шагом обучения становится умение вязать петли:
Тут можно объяснить как:
На этом этапе важен сам живой пример. Если взрослый сидит рядом и вяжет что-то свое, это помогает ребенку почувствовать единение, общность.
Третий шаг
Вязание простых небольших изделий, игрушек, сувериров, одежды для кукол
Основные детали в этом этапе — круглые и прямоугольные.
Связанные круглые, овальные, квадратные, прямоугольные детали ребенок связывает, набивает ватой, изделия украшает мелкими деталями, вязанными или выполненными из других материалов. Так можно изготовить объемные мягкие игрушки, бытовые предметы — коврики, прихватки, грибок, колобок и т.д.
Вывязанное полотно может служить ковриком, шарфиком, прихваткой, деталью одежды для куклы. Изделия могут быть однотонными или полосатыми.
Следует сказать о том, что взять и просто так научить ребенка вязанию на самом деле не так легко, как кажется. Для начала следует разобраться в психике ребенка, отыскать подход к нему, ведь эффективное обучение невозможно в целом, если не понимать того, чего желает получить ребенок в итоге.
Какие рекомендации могут помочь родителям, которые желают научить ребенка вязать крючком?
В данном случае поговорим о следующих факторах.
1. Если обучение только-только начинается либо началось недавно, не следует заниматься с ребенком очень долго. Продолжительность — не более 30 минут. И даже в процессе этого получаса следует делать перерывы. Для чего? Для того, чтобы выполнять гимнастику для пальцев.
Задача: избежать переутомления маленьких рук ребенка, мышцы и кости которых не сформированы. В любом случае следует останавливаться, дабы мышцы ни в коем случае не ушли в гипертонус;
2. Обучение должно проходить в форме игры. Почему? Очень важно заинтересовать ребенка, дать ему понять, что вязание крючком — это очень и очень интересное занятие.
Как сделать это?
Рассказать ребенку, например, что будущая вязаная вещь может стать очень хорошей для него игрушкой. Кроме того, в процессе можно дать выбрать ему самостоятельно нитки для вязания. Все это создает некую положительную атмосферу. Ребенок начинает понимать, что вязание — занятие очень увлекательное и бросать его нет смысла;
3. Не получается у ребенка? Запутались нитки в процессе работы? Ни в коем случае не следует проявлять свой гнев. Любая неудача должна поддерживать малыша, а еще лучше — переводить ее в шутку. Таким образом, с точки зрения психологической ребенок не должен пострадать.
Многие родители все-таки проявляют гнев. Что в итоге? Их требования, конечно, выполняются, но. В будущем у ребенка нет никакого желания заниматься тем, за что его наказали. Дабы не «отбить» интерес к занятию, следует быть максимально лояльным;
4. Наиболее простой элемент вязания крючком — цепочка. В процессе очень важно следить за тем, насколько правильно ребенок держит в руках инструмент, а также спину.
Кроме того, следует постоянно приучать малыша, чтобы клубок для вязания не был где-либо под ногами, на кресле либо на постели, а находился в аккуратной коробке (для того, чтобы сам материал ни в коем случае не запутался в процессе вязания, да и порядок следует поддерживать постоянно);
5. Получилось создать первую разноцветную цепочку? Следует превратить ее в привлекательное панно. Следует обвести карандашом контур и просто обклеить таковой. Малыш увидит то, что не зря старался. Это мотивирует его на дальнейшую работу.
Очень важно учитывать многие факторы при обучении ребенка вязанию крючком, но. Вышеуказанные в первую очередь помогут выстроить психологические аспекты правильно. Если просто дать ребенку понять, что вязание — это привлекательно, это интересно, он будет работать и развиваться в данной области.
Для того, чтобы научить ребенка вязанию, нужно выбрать правильный подход и методику обучения. Очень важно учитывать возраст и уровень подготовки ребенка, его интересы и склонности, чтобы обучение было эффективным и не вызывало отторжения или усталости.
1. Начать с простого
Ребенок должен начинать с простых узоров и техники. Например, начать с создания цепочки из воздушных петель, которая будет первой основой для дальнейшего вязания. Затем можно попробовать связать простую резинку, которая будет повторяться на всей поверхности. Такой метод научит детей базовым приемам вязания и предоставит им возможность попробовать вязание с основными инструментами — крючком и нитками.
2. Используйте наглядные пособия
Для определения и сбережения заинтересованности ребенка, использование наглядных пособий будет наиболее полезным методом обучения. Существуют многочисленные видеоуроки и руководства, которые будут полезными как для вас, так и для ребенка, учатся новым креативным вещам.
3. Показать примеры
Нет ничего лучше, чем хороший пример для обучения ребенка, как правильно вязать. Вы можете продемонстрировать, как связать одну или две петли, затем показать основу для резинки, после чего ребенок сможет попробовать и сделать так же. Целый ряд количество видеоуроков и инструкции по вязанию могут помочь при выборе конкретного типа изделия.
4. Не торопите ребенка
Обучение вязанию потребует вашего терпения и умения вести ребенка за собой. Он может overthink каждый шаг, иногда не понимая отчасти сути каждого приема и не торопитесь с его оценкой. Определенные приемы могут понадобиться практики и дополнительных попыток для лучшего понимания. Это может занять время, поэтому вы должны быть готовы к длительному терпеливому процессу обучения.
5. Начните с простенького
Для начала можно сделать головной убор из ниток. Начните с шапки. Это один из самых простых продуктов, основанный на пряже. Используйте один цветовой гамму для того чтобы создать небольшую и простую шапку. При наличии навыков можно добавить дополнительные элементы, но сначала нужно начинать с наиболее простых изделий.
6. После каждого урока дайте подробное объяснение
Может возникнуть множество вопросов, их нужно выслушать и дать подробные ответы, прокомментировав каждый шаг. Необходимо направить ребенка, подсказать, как лучше подготовиться и как сделать изделие наивысшего качества. Тем самым заботливо открывая его для дальнейших шагов.
7. Используйте язык, понятный ребенку
Во время обучения нужно использовать простой язык, понятный ребенку. Избегайте использования терминов, которые могут оказаться непонятными. Например, вместо термина «накид», лучше использовать «обмотайте нить вокруг крючка».
В целом, вязание — это удивительное занятие, которое может стать прекрасным хобби и даже профессией. Наш совет будет посвященным начинающим вязальщикам, в особенности детям, которые могут начать вязать и использовать свои творческие способности для создания необычных и прекрасных вещей.
написать отзыв или задать вопрос о статье
Обратите внимание! Эта форма для отзывов о данной публикации. Если же Вы хотите написать отзыв о конкретном товаре, просьба делать это на страничке соответствующего товара.
Оставьте отзыв о статье
Обратите внимание! Эта форма для вопросов о данной публикации. Если же Вы хотите написать вопрос о конкретном товаре, просьба делать это на страничке соответствующего товара.
Задайте вопрос о статье
Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить и ее поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться малышу не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий, но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.
Обучение дошкольников вязанию лучше всего организовать в форме занятий кружка, что позволит получить детям навыки вязания и приобрести опыт работы с объемными изделиями. Работа кружка рассчитана на 2 года — в старшей и подготовительной группах.
От условий, в которых занимаются дети, во многом зависит успех обучения.
В оформлении интерьера комнаты, где проводятся занятия, должны быть вязанные крючком изделия, выполненные руками педагога и детей. Большую роль играет рабочее место. Во время работы дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П, главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту малыша, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Детям удобнее всего работать с шерстяной пряжей средней толщины в одну нить, достаточно мягкой и нескользкой. Можно использовать и синтетическую яркую пряжу, привлекающую внимание детей своей красочностью. Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего. После работы крючок вкалывается в клубок и убирается в коробку вместе с незаконченной работой.
На начальном этапе обучения дети должны пользоваться металлическим крючком средней толщины, диаметр крючка должен соответствовать толщине пряжи.
При планировании работы кружка, подборе содержания занятий, последовательности их проведения следует учитывать дидактические принципы, такие как расположение учебного материала «от простого к сложному», «учет возрастных особенностей детей», «практическая значимость работы», «доступность», «наглядность» и др. С учетом этих принципов процесс обучения дошкольников вязанию может проходить по следующим этапам.
Обычно уроки вязания крючком для начинающих детей проходят в пять этапов, которые мы рассмотрим чуть ниже. Пока же хочется сказать, что научить вязать ребенка спицами куда как сложнее, поэтому лучше всего начинать именно с крючка. Что касается возраста, с которого стоит начать занятие, то это зависит от усидчивости деток и от их умения сосредоточиться на работе руками. Дети, которые любят лепить, рисовать, собирать пазлы – однозначно быстро и легко освоят и технику вязания. Лучший же возраст – это от 8 лет и старше.
Как правильно выбрать крючок и материалы для занятий
Детские пальчики намного меньше и тоньше взрослых и удержать в них что-нибудь большое или скользкое деткам будет не просто. Поэтому:
- выбирать нужно чистую шерстяную пряжу, без акриловых и нейлоновых добавок. Такая нитка не будет скользить. Толщину лучше брать среднюю, чтобы ребенку было удобнее подцеплять ее крючком;
- номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Обычно в магазинах продавцы консультируют на эту тему. Ну, или на самом мотке практически все производители пишут номер крючка, подходящий для вязания именно этой пряжи. Если говорить о материале крючка, то лучше всего взять стальной стержень с пластмассовой ручкой. Такие крючки удобнее держать в маленькой руке, чем металлический крючок без ручки или тонкую бамбуковую палочку.
Для занятий могут еще понадобиться ножницы и игла с большим ушком.
Этапы обучения детей вязать крючком
Обычно для того, чтобы обучить ребенка вязанию крючком, нужно сначала провести пару занятий для ознакомления его с техникой безопасности, знакомству с основными инструментами и материалами, организацией места творчества. Далее следует практическая часть этапов обучения.
На этом же этапе есть смысл показать и круговую вязку. Пусть ребенок попробует связать свои первые прямоугольные полотна или колечки.
- Следующие занятия, когда ребенок будет уже уверенно вывязывать и начальную цепочку, и столбики без накидки, можно показать ему более сложные приемы вязания, такие как полустолбики и столбики с одним накидом, а также как создать кольцо амигурами для кольцевой вязки из столбиков без накида.
После того, как все эти основы вязания крючком будут освоены ребенком, можно приступить с ними к изготовлению несложных игрушек или элементов декора. Примеры таких несложных вещей посмотрите на видео. На первом показано, как вязать осьминожка амигурами, на втором – сердечко.
Идеи что связать крючком детям
Предлагаем вам несложные схемы, по которым дети смогут связать свои первые игрушки крючком.