Игольчатое плетение бисером

Происхождение бисера

Бисер — это мелкие стеклянные бусинки разных размеров и окраса. Его появление в древние времена связано с открытием рецептов создания стекла. Раньше эти мелкие бусины поштучно пришивали на одеяния знатных людей. А появление техники сетчатого низания помогло в развитии изготовления мелких поделок из бисера. Именно после этого, бисероплетение стало отдельной частью мастерства. Начали появляться первые схемы для плетения, многие из них используют до сих пор.

В Средние века главным центром по созданию бусин стала Венеция. Самый большой завод по созданию стекла очень тщательно охранял секреты его изготовления, так, что даже вывез его на отдельный остров. Много времени у венецианского бисера не было конкурентов. Он был настолько ценным, что им даже расплачивались. А позже созданием бисера начала заниматься Богемия. Чехи были довольно умны и вместо соды брали золу. Такой вид стекла нужно было огранять из-за его тугоплавкости. Сейчас именно чешский и японский бисер является самым качественным.

Как выбрать материал?

При подборе материала для работы стоит запомнить пару простых правил:

  • Чем больше номер на упаковочке с бусинками, тем меньше их размер.
  • Хорошие бусины имеют ровную поверхность и форму без всяких вкраплений, яркий оттенок и одинаковые отверстия.
  • Все вещи, которые мы берем в работу (нити, леска, проволока, иголки), подбирают в соответствии с размером бисеринок.

Мастерицы со всего мира очень ценят изделия из бисеринок за их красоту и качество.

Техники плетения

Есть лишь пару видов техники игольчатого плетения бисером:

  • Игольчатый вид плетения.
  • Французский вид плетения.
  • Параллельный вид плетения.

Игольчатую технику в большинстве случаев используют для изготовления тычинок, веток и хвои. Для изучения этого способа плетения нужно нанизывать на кусок проволоки шесть бисерин. Взяв один из кончиков проволоки, пропускаем 6 бисеринку и проходим в ином направлении после оставшихся пяти бусин. Получится обычная «иголочка».

Французское плетение это и есть техника дугового низания. Такой вид бисероплетения помогает изготавливать реалистичные цветочные изделия. Техника параллельного плетения в большинстве случаев применяется для изготовления листьев. Один кончик проволоки пропускаем в прямом направлении, а второй кончик параллельно ему в обратном.

Лесная красавица мастер-класс

Пушистую елку можно сделать из бисера в технике игольчатого плетения. Такая техника прекрасно подходит для начинающих мастериц, так как отличается своей легкостью. Всю работу по создаиню ели делаем по схеме.

Материалы и инструменты, которые потребуются для работы:

Бисер для елочки можно взять любой, даже китайский (плохого качества). Особенно великолепно смотрятся елки из сверкающей рубки.

Полное описание мастер-класса.

Вначале работы отрезаем кусачками 50 сантиметров тонкой проволоки. Сделаем по центру первую иголку из семи бусинок. Далее, плетем сначала с центральной части, потом с другой ее стороны. Сделаем по десять хвоинок по центральной части каждой проволоки.

Таких заготовок понадобится довольно много где-то 300 штук. Подготовим толстую проволочку для создания веток. Верхние лапки елочки делаем из одинарной проволочки, а нижние лапки из скрученной пополам проволоки.

На толстую проволочку надо закрепить бисерные заготовки при помощи спиральной намотки. Нижняя частица проволоки маскируется нашей пряжей. Запомните, что ветви должны быть с разным размером.

Ствол дерева можно изготовить из куска пластиковой трубки или из просто деревянного прута. Медленно обмотайте его тейп-лентой и прикрутите наши лапки. Останется лишь укрепить лесную красавицу в горшке с помощью гипса и украсить все.

Мастер-класс по созданию сосны из бисера.

  • Зеленый бисер.
  • Проволочка.
  • Коричневые нитки.
  • Схемы.

Весь процесс создания сосны состоит в долгом плетении ветвей с иголками, используя для этого нашу «игольчатую» технику.

На отрезок проволочки 30 см в длину, нанизываем 8 бисерин. Отступим от одного конца проволочки 10 см и, минуя конечную из набранных бисеринок, продеваем второй конец материала в другую сторону, потом стягиваем проволоку, делая таким способом первую иголку.

Продолжаем процесс работы с длинным кончиком материала. Нанизываем на него новые восемь зеленых бисеринок. Дальше, минуя конечную бисерину, продеваем материал сквозь семь бисерин в другую сторону.

Создавая, таким образом, следующие три иголки. Теперь концы проволочек нужно скрутить между собой, и мы получим нашу первую ветку для сосны из бисера. Такая сосновая веточка — заготовка для будущей сосны. Нам нужно сделать много таких, а потом соединить их в крону и сформировать ствол.

Проволочную основу под этой веточкой надо обмотать на 2 см вниз, используя нитки коричного цвета. Такое основание будет служить стволом для веточки.

Перейдем к изготовлению больших веточек для нашей сосны. Для этого, берем две заготовки из маленьких веточек и соединим их друг с другом.

Из остатка мелких веток – создаем еще ветви. Всю проволочную основу не забывайте плотно обматывать нитками. Созданные ветви соединим в 5 веточек большого размера.

Приступим к сборке сосны.

К главной веточке, присоединяем две ветви, беря для этого дополнительный отрезок проволочки. Попутно нужно обмотать ствол с помощью ниток. Новыми присоединяем последние три ветви, делая обмотку оставшейся поверхности проволочной основы.

Очень красиво смотрится как бы припорошенная снегом зимняя сосна. Для ее изготовления зеленый бисер нужно комбинировать с белым, располагая белые бисеринки на кончике сосновой иголочки.

Игольчатое плетение бисером

Сейчас, как и много лет назад, очень популярны изделия из бисера. Сложные сочетания размеров и форм, переливы на свету и уникальность каждой композиции не может оставить никого равнодушным. Существует множество техник для создания этих изделий: французское плетение, кирпичный стежок, игольчатое плетение и другие. Они позволяют собирать из бисера не только украшения, но и другие серьёзные композиции.

Возникновение бисероплетения

Игольчатое плетение бисером

Появление маленьких стеклянных бусинок связано с развитием стекловарения. Первый бисер появился ещё в таких древних культурах, как Древний Египет, Сирия и Китай. Сначала он имел форму крупных бусин, которые носили в виде бус знатные особы.

Затем, с развитием человеческой цивилизации и творчества, бисер приобретал новые цвета, размеры и формы. Вслед за этим усложнялись техники украшения бисером. Появилась вышивка с бусинками, за ней развилось и бисероплетение.

Довольно сложно сравнивать банальные бусы и современное греческое плетение бисером, например. Прогресс и мастерство бисероплетения шагнули очень далеко.

Мастер-класс по изготовлению для начинающих

Игольчатое плетение бисером

Очень красиво смотрятся плетённые из бисера растения: розы, ромашки, маргаритки, различные деревья. Очень любимы сосны из бисера. Мастер-класс по изготовлению веток из бисера ни от кого не скрыт, в отличие от далёких времён. И этому многие рады. Композиция веток сосны из бисера, правильно сделанная и составленная, смотрится очень дорого и эффектно.

Выбор материала

Разнообразия достигли не только форма бисера, но и его качество. Есть как дорогой материал высшего сорта, так и более дешёвый, соответствующий своей цене.

Игольчатое плетение бисером

Для изделий лучше использовать качественный бисер, так как у него мал риск присутствия дефектов и бусин без отверстия. Играют важную роль одинаковые форма и размер каждой бисеринки.

Лучшие характеристики заслужили чешский и китайский бисер.

Для изготовления сосны понадобится:

    зелёный бисер;
  • тонкая бисерная проволка;
  • толстая проволка;
  • коричневые нитки;
  • горшок для цветов;
  • кусачки;
  • стержень-основа для ствола;
  • флористический клей-пистолет;
  • декоративные камни или другие утяжелители;
  • декоративный мох — по желанию.

Пошаговое изготовление

Перед тем как сделать сосну из бисера, нужно взять в руку карандаш или ручку и набросать приблизительный вид будущего дерева. Можно взять и готовую картинку из глобальной сети. По внешнему виду начинающий мастер сможет определить, какое количество веток изготовлять и сколько материала на это может уйти.

Игольчатое плетение бисером

Игольчатая техника плетения бисером – основная техника, используемая для этого изделия. Она довольно проста в исполнении, но требует усидчивости. Итак, мастер-класс по изготовлению лесной красавицы:

    На кусок проволки длиной 50 см нанизать 8 бисерин. Один конец проволки, проигнорировав первую бисеринку, продеть параллельно другому её концу через остальные 7 бусинок. Получилась первая иголочка.
  1. После этого на один из краёв проволки нанизать ещё 8 бисерин. Поступить с ними так же, как и в первый раз.
  2. По такой схеме нужно набрать 5-6 иголочек. Концы проволки должны быть примерно равны друг другу. Получившийся ряд иголок свернуть в кисточку. Её основание на пару сантиметров обмотать коричневыми нитками, пряча проволку. Таких кисточек нужно сделать очень много, от 50 до 300 штук – в зависимости от размеров будущей сосны.
  3. Можно начинать соединять фрагменты. Скрутить вместе 2 кисточки. Затем добавить по одной ещё несколько штук, тщательно скручивая их между собой.
  4. Необходимо, чтобы набралась приличная веточка. Для первой центральной ветки нужно использовать до 20 кисточек. Когда она будет готова, обмотать от начала хвои пару сантиметров проволки коричневой ниткой. Дальше можно формировать части боковых ветвей. Для них понадобится меньше фрагментов, чем для центральной. Они могут быть одинакового размера или отличаться, это зависит от желания мастера. Но их должно быть много, чтобы сосна не была слишком голой. Следующий за этим этап – это сборка дерева. Сначала образовать полноценные ветки путём соединения более мелких веточек.
  5. Центральную ветку нужно оплести вокруг стержня-основы, иначе дерево будет постоянно заваливаться. Таким же образом нужно поступить с боковыми веточками, используя толстую проволку. Можно вплести боковые ветки в более крупные ветки, что добавит дереву объёма.
  6. Объединяя ветки, собрать всё дерево. Голые участки обмотать коричневой ниткой.
  7. После этого нужно закрепить дерево в горшке. Для этого нужно отступить от нижних веток высоту ствола и глубину горшка без 1-2 см, приклеить оставшуюся часть скрученной проволки с помощью клея-пистолета ко дну. Обязательно нужно надёжно прикрепить конец стержня-основы. Затем пустое место в горшочке заполнить декоративными камнями и мхом. Кроме горшка, можно использовать камень с отверстием или подставку – всё зависит от фантазии мастера.

В самом конце работы нужно разровнять все иголочки и обрезать все торчащие ниточки. Сосна готова.

Необходимые материалы

Переходить к изучению игольчатой техники плетения бисером нужно, когда все необходимое уже находится под рукой. Из материалов требуется взять:

  • бисер-стеклярус зеленого цвета;
  • тонкая проволока;
  • толстая проволока для формирования ветвей;
  • емкость для деревца;
  • гипс, ПВХ;
  • акриловые краски;
  • ножницы.

Этот вид плетения еще называют греческим плетением бисером, его особенность заключается в том, что необязательно использовать очень качественный дорогой бисер. В ход можно пустить и китайский материал, который не отличается особой ровностью. Так каждая веточка будет смотреться даже более естественно.

Проволоку можно брать как серебряного цвета, так и золотистого — это особой роли не играет. Но для плетения ветвей хоть она и должна быть тонкой, но достаточно прочной, чтобы изделие получилось надежным.

Плетение веточек

Сначала плетутся ветки из бисера — именно из них и сооружают само дерево. Схема плетения довольно простая, сначала отрезают проволоку длиной один метр. После этого уже переходят к основному процессу:

    На проволоку нанизывают шесть стеклярусов и соединяют в петельку — получится верхушка веточки. Для создания петли не нужно проходить через стеклярус проволокой, нужно лишь отрезок поделить пополам и скрутить. Немного проволоки должно остаться для «хвостика».
  1. Теперь с одной стороны проволоки набирают длинную нить стекляруса (количество произвольное) и закручивают конец, чтобы материал не рассыпался.
  2. Теперь у самой петельки отделяют четыре стекляруса и создают из нее иголку-петельку и закручивают у основания. При этом каждая верхушка веточки состоит всегда из шести бусинок.
  3. Так продолжают формировать остальные иголочки по длине набранной нити стекляруса до самого конца. Должен получиться веер из петелек.

Когда игольчатый веер готов, из него нужно сделать сосновую веточку. Для этого берут более плотную проволоку и отрезают от нее кусок длиннее левого хвостика — нужно будет утолстить основной стержень будущей веточки. Проволоку лучше использовать медную.

Для этого действуют следующим образом:

    На первую петельку надевают дополнительный отрезок проволоки и начинают оплетать «хвостик», который остался с левой стороны.
  1. Сначала оплетают «хвостик» одним концом проволоки, потом — вторым, чтобы веточка получилась более плотной и держала свою форму.
  2. Доплетают дополнительным отрезком до самого конца. Все зависит от того, какая длина веточки задумана.
  3. Получился игольчатый веер, который оплетают вокруг готового стержня. Для этого игольчатым веером обматывают основной стержень по кругу (по часовой стрелке). Обмотка плотная и слегка натянутая, чтобы иголочки прилегали плотно к веточке.
  4. После этих действий остается расправить иголочки, придавая им желаемую форму.

Сборка сосны

Далее остается сплести побольше аналогичных веточек и соединить их вместе. Должно получиться штук восемь веточек разных размеров (в каждой из них соединяют от пяти до восьми маленьких веточек). Остается осуществить сборку сосны из бисера, мастер-класс подразумевает следующие действия:

    Из толстой проволоки делают основной каркас дерева и начинают прикреплять к нему заготовленные веточки в хаотичном порядке. В конце нужно оставить на проволоке отрезок в семь сантиметров для закрепления готового изделия в подставке.
  1. Полученный каркас закрепляют в подставке, можно использовать готовый подсвечник или другую емкость.
  2. ПВА и гипс смешивают в равном количестве и заливают в углубление емкости, ждут полного остывания. Из этой же смеси формируют ствол дерева: сначала наносят на каркас первый слой и ждут его высыхания. Потом наносят второй слой — более толстый, создавая полосы, имитирующие древесную кору.
  3. После полного высыхания можно брать глянцевые акриловые краски и начинать окрашивать ствол с веточками в темно-коричневый цвет. Для придания фактуры используют медную краску.
  4. На саму подставку можно приклеить клеем Моментом россыпь зеленого бисера-стекляруса, которые станут опавшими иголками.

Полезные советы

Можно создать и более большое деревце из большего количества веточек, но нужно делать очень надежный каркас, иначе все веточки просто со временем склонятся к полу и постоянное их расправление не поможет. На нитки или леску декоративные бисерные деревья не плетут, так как изделия не будут держать свою форму. Всегда берут качественную проволоку.

Игольчатое плетение — это очень увлекательный вид творчества. Достаточно освоить его, чтобы в дальнейшем создавать еще более интересные декоративные изделия из бисера. Необязательно строго следовать различным схемам, можно экспериментировать с размером веточек, цветами бисера, каждый раз создавая новые интересные изделия.

Их приятно будет подарить родным и близким или просто любоваться собственноручно сделанным домашним декором.

Сегодня мастера изготавливают из бисера не просто украшения, аксессуары и декор, а настоящие произведения искусства. Для вдохновения и восхищения шедевры рукодельного творчества можно посмотреть в Pinterest, на страничках в социальных сетях.

Плетение из бисера — это очень древний вид творчества. Первые находки археологов говорят о бисерных украшениях уже в II тысячелетии до н.э.

Первыми находками были бусинки из костей животных, металла, затем из разных пород дерева. Изобретение стекла произвело революцию во всех сферах жизни, в том числе и в творчестве. Сегодня самые востребованные бусины из стекла, пластика, металла и керамики.

Бисерный ассортимент очень разнообразен. Он бывает прозрачным или непрозрачным, круглым или с гранями, с одним или двумя отверстиями, матовый или глянцевый, восковой или керамический. Размерный ряд от 1,5 до 9 мм. Предпочтительнее всего выбирать качественный откалиброванный бисер. Например чешский бисер Preciosa .

Основные виды бисерного творчества — это низание, плетение, ткачество и вышивка.

Низание

Это самая старая техника бисероплетения. Бисеринки насаживают на один кончик нитки. И только этот кончик задействован в работе. Виды низания: круговое, продольное, поперечное, угловое.

  • Продольное. Это низание по всей длине изделия.
  • Поперечное. Самый распространённый способ плетения. Низание делается по длине при неизменной ширине.
  • Угловое. Во время работы выполняется поворот плетения в виде уголка.
  • Круговое. Нанизывание происходит по кругу.

Плетение

Это техника работы с бисеринками, при которой активны одновременно оба кончика нити. Они сплетаются под разными углами, образуя рисунок готового полотна с разными формами ячеек.

Ткачество

Техника с применением ткацкого станка, на котором натянуты нити. Эти нити служат основой для плетения и бисерная игла создает неповторимые рисунки. Получаются ленты, разные по по размеру, цвету, ширине, рисунку. Схемы для плетения бисером на станке доступны в интернете.

Каждую технику плетения можно использовать как отдельно, так и в разных комбинациях. Рассмотрим некоторые схемы плетения

Основные схемы плетения из бисера

Параллельное плетение

Главный принцип действия — обычное нанизывание, в котором работают оба кончика нити.

  • Первая бисеринка-фиксатор вместе с первым рядом притягивается к середине изделия.
  • Дальше оба кончика нитки проходят через все бисеринки следующих рядов навстречу друг другу. Так получается визуально цельное плотное.

Техника простая и доступная для обучения новичков. Безграничная возможность создавать разные формы и узоры из бисера.

Французское плетение

Это плетение напоминает способ плетения корзин. Постепенно оплетаются оси каркаса до получения нужной формы.

Французы начали использовать эту технику во флористике. Рассмотрим л егкую схему подобного плетения из бисера.

Изделия имеют сглаженную круглую форму. Для этой техники нужна твердая каркасная основа и проволока вместо нити.

  • Набираем нужное количество бусинок. Закрепляем с двух сторон вокруг основы. При этом один конец становится фиксатором, а второй – рабочим концом.
  • На каждый ряд последовательно набираем следующий ряд и фиксируем его вокруг основы.

Размер изделия определяется количеством бисеринок, а форма углом изгиба дуги основы. Узор вплетается внутрь конструкции бисером разных оттенков и цветов.

Плетение «елочка» (ндебеле)

Понятие в рукоделии “ндебеле” пришло из Африки. Переводится как «рыбья кость». Этот способ дает возможным выплетать сплошное полотно с расстановкой бисерин под небольшим углом. Внешне узор напоминает ветку ели.

  • как во всех плетениях крепим фиксатор;
  • бисерные ряды должны быть кратны 2 или 4. Кратность и специальное низание дает эффект «елочки».

Игольчатое плетение

Способ скрепления бисеринок между собой. Уникален он тем, что позволяет создавать детали с острыми кончиками, например лепестки, геометрические фигуры.

  • Набираем на проволоку 8 бисерин;
  • Через 7 бусин продеваем проволоку и затягиваем;
  • Снова набираем 8 и пропускаем через 7;
  • Так получится бахрома, висюльки, сережки.

Кирпичный стежок

Уникальность техники заключается в том, что можно создавать самые разные формы. Работая от центра, добавляя в ряды бусинки, получается форма круга. А при работе с конца — образуется жгут. Убирая или добавляя число бисерин в рядах, получаются квадратные, крученые, ромбообразные и другие виды форм.

Мозаичное плетение (пейот)

Пейот — священный кактус индейцев. В его честь названа техника бисероплетения. Из бисера ткали полотна для ритуальных праздников в честь кактуса. Их уникальность и красочность производило неизгладимое впечатление. Технику перенимали разные племена и изделия распространялись по континенту.

Мореплаватели развезли диковинку по всему миру, а уж умельцы приспособили технику к делу.

Достигается рисунок-мозаика путем расположения бисерин в строгом порядке, с небольшим смещением по отношению друг к другу. Это очень плотное плетение, поэтому бисер должен быть качественно откалиброван. Узор можно подобрать с помощью обычной тетрадки в клеточку, представив, что 1 клетка это 1 бисеринка.

  • Вденьте леску в иглу и закрепите бисерину-фиксатор на расстоянии примерно 15 см от края лески.
  • Наберите на леску цепочку из 8-ми бисерин. Для начала удобно использовать бисер двух цветов, чередуя их в цепочке.
  • Длина цепочки должна быть чуть меньше ширины предполагаемого изделия, т.к. в процессе плетения она немного сожмется.
  • Последующий ряд продолжаем в обратном порядке, не забывая равномерно подтягивать леску и расправлять плетение.

Монастырское плетение

Второе название Крестик. Один из простейших основных видов бисерного плетения. Он состоит из четырёх бусинок. Узор можно повторять до бесконечности, получив длинную состоящую из крестиков цепочку.

Простор для творческого воображения огромный. Сейчас для проб и набивания руки доступно множество мастер-классов как плести из бисера и подробных схем для поделок и бижутерии. Осталось выбрать технику плетения и приступить к творческому процессу.

Плоское параллельное плетение Техника параллельного плетения – это самая популярная техника при выполнении бисерных изделий. Она часто применяется в бисероплетении листьев, лепестков цветов и фигурок разных форм. Внешне готовые изделия выглядят как состоящие из параллельных рядов, при этом каждый ряд состоит из последовательно набранных на проволоку бисеринок.

Примеры схем параллельного плетения

Объемное параллельное плетение Объёмное параллельное плетение . Принцип плетения схож с плоским параллельным плетением, но ряды бисеринок располагаются не на одной плоскости, а друг над другом. Плетение ведётся на проволоке или леске. Наиболее простой вид техники для плетения объёмных изделий из бисера. Хотя сфера применения данной техники очень разнообразна, наиболее часто эта техника используется для плетения объёмных животных (тем не менее, можно встретить и иные изделия, сплетённые в этой технике, и даже украшения). Данная техника также имеет несколько разновидностей. Наибольшее распространение имеет самый простой вариант — плетение на двух концах одного отрезка проволоки (или лески), но также встречаются и варианты, в которых для основного плетения используется бо́льшее количество отрезков проволоки (лески).

Примеры схем объемного параллельного плетения

Игольчатое плетение Игольчатое плетение . Часто встречается в качестве дополнительного вида техники, применяемого для отдельных элементов изделия, однако, можно встретить изделия, сплетённые с использованием только этой техники. Готовые элементы выглядят как иголочки из бисера. Для плетения может использоваться нить, леска или проволока (в зависимости от вида изделия и сферы его применения).

Схемы игольчатого плетения

Петельное плетение Петельное плетение . Готовые элементы в этой технике выглядят в виде петелек. Для плетения может использоваться нить, леска или проволока (в зависимости от вида изделия и сферы его применения). Как и в случае с игольчатым плетением, часто применяется в качестве дополнительного вида техники, но также встречаются изделия, выполненные исключительно в этой технике.

Схемы петельного плетения

Домашнее задание Нарисовать схему, использую изученные виды плетения. Можете взять за основу образы птиц, рыб, животных или цветов. Схему можно нарисовать вручную с использованием цветных карандашей и ручек. Затем, используя нарисованную схему, по ней сплести изделие из бисера.

ИГОЛЬЧАТОЕ ПЛЕТЕНИЕ БИСЕРОМ
Игольчатая техника плетения бисером используется для выполнения тонких, остроконечных лепестков (хризантема, маргаритка), тычинок, веточек сосны, ели и др.
Для освоения этой техники возьмите отрезок проволоки длиной 20 см. На середину проволоки нанижите 5 бисеринок и пройдите через бисер в обратном направлении, исключая последнюю бисеринку. Аналогичным образом выполните по нескольку иголочек на каждом из концов проволоки, как показано на схеме плетения № 10.
На рис. 11 представлен лист, выполненный в технике параллельного плетения. Зубчики этого листа сделаны в технике игольчатого плетения.

КРУГОВАЯ (ФРАНЦУЗСКАЯ) ТЕХНИКА
Эта техника плетения бисером особенно эффективна для выполнения лепестков и листьев большого размера. Техника сложная и ее освоение может потребовать значительных усилий.
Округлые лепестки и листья. Возьмите проволоку длиной 60-80 см. На одном из концов проволоки сделайте маленькую петельку и скрутите проволоку под петелькой несколько раз.
На другой (рабочий) конец проволоки нанижите указанное в описании число бисеринок первого ряда, например 5, как для лепестков мака. Согните проволоку на расстоянии 15 см от конца с петелькой и набранным бисером, как это показано на рисунке 12. Поместите четыре пальца левой руки в образовавшийся сгиб проволоки и правой рукой закрутите проволоку на 1 см, вплотную к пальцам (рис. 13). Нанижите на проволоку на 2-3 бисеринки больше, чем было набрано в первом ряду. Разместите второй ряд бисера вплотную к первому так, чтобы его конец оказался перпендикулярен первому ряду (рис. 14).
Закрутите рабочий конец проволоки над первым рядом, сохраняя прямой угол между проволочками (рис. 15).

Для третьего ряда наберите столько бисеринок, чтобы их можно было уложить вплотную к первому ряду бисера с другой стороны (рис. 16). Закрутите рабочий конец проволоки под первым рядом бисера, сохраняя прямой угол. Аналогичным образом выполните указанное в описании число рядов. Определять число бисеринок для каждого очередного ряда будет значительно проще, если сразу набрать 15-20 см бисера на рабочий конец проволоки. Чтобы бисер не осыпался, закрутите кончик у проволоки.
У цветка, состоящего из нескольких лепестков, должен быть тонкий стебелек. Поэтому, после того как лепесток полностью выполнен, разрежьте петлю из проволоки на расстоянии 1- 2 см от основания лепестка (рис. 17) и скрутите образовавшиеся концы проволоки не более 3-4 раз. При сборке венчика цветка все лепестки складывают вместе и проволоку под ними скручивают до достижения необходимой длины стебля.
Если округлую форму имеет не лепесток цветка, а лист, то в этом случае проволока не разрезается. В основание листа для прочности следует добавить еще 1-2 проволочки и скрутить концы под листом до конца.
Раскрутите или отрежьте маленькую петельку из проволоки, выполненную в самом начале. Закрутите эту проволоку вокруг проволоки последнего ряда 2 раза и пропустите ее через 3 см последнего ряда бисера (схема плетения бисером № 18). Если размер бисера не позволяет этого сделать, заплетите конец проволоки между рядами бисера с нижней стороны листа. Остроконечные лепестки и листья. Отличие остроконечных лепестков и листьев от округлых заключается в выполнении вершины: конец второго и начало третьего рядов бисера составляют с первым рядом угол 45 (рис. 19). Рабочий конец проволоки следует закрутить над первым рядом бисера таким образом, чтобы последняя бисеринка второго ряда располагалась между первой и второй бисеринками третьего ряда.
Аналогичным образом уложите все последующие ряды остроконечной вершины листа (рис. 20). В тех случаях, когда лепестки и листья остроконечные с обоих концов, основания выполняют так же, как вершину.
В описании схемы плетения из бисера цветов последовательность действий может записываться так:
5 бисеринок — 9 рядов (или 2 см — 11 рядов). Первая цифра обозначает количество бисеринок в первом ряду или длину первого ряда в сантиметрах, вторая — необходимое количество рядов.

Каждый, кто с детства увлекается рукоделием, хоть раз посещал кружок бисероплетения. Многих привлекала красота миниатюрного материла, а кто-то просто наслаждался уютной атмосферой, которую может подарить такое увлечение. Сегодня мы решили немного «понастальгировать» и поговорить с теми, чье детское увлечение стало делом жизни, а также рассказать немного об этом искусстве.

Немного об истории

Люди всегда любили украшать себя талисманами и ожерельями из клыков, осколков различных камней, ракушек… В древности это действие носило чисто ритуальный характер: клыки животных защищали от злых духов, определенные камни наделялись символическим значением (одни приносили счастье, богатство, другие — беды, болезни). Но именно декоративную, эстетическую функцию украшения приобрели немного позднее, когда сначала из глины, а потом уже из стекла, древние люди стали получать бусины с отверстиями для нити.

Бисер, в том виде, который знаком современному человеку, появился в Египте, где впервые стали добывать стекло для создания декоративных камней. С развитием торговли, технология по созданию стекла распространилась и в другие крупные империи, например, в Римскую, где изобрели стеклярус (бисер в виде вытянутых полых трубочек).

Со временем центр стеклоделия перенесся в Венецию и Чехию, где бисер стал одним из главных товаров, вывозимых за границу.

Впоследствии, с развитием интереса к ювелирной продукции, а также внедрением бисера и бусин в моду в промышленном масштабе, были изобретены специальные машины, для изготовления стеклянного бисера. Так бисероплетение стало массовым увлечением.

Техники

В современном мире существует множество видов бисероплетения, все они отличаются по способу плетения, подбору материала и предназначению изделия: это может быть декор или украшение (например, колье или серьги).

Начать знакомство с бисероплетением можно с плоского параллельного плетения, где существуют простейшие приемы, присутствующие и в других техниках.
Параллельное плетение — это нанизывание бусин с одного ряда на предыдущий, таким образом, плетение как бы закольцовывается, образуя цепочку. Чаще всего для такого плетения используют леску или тонкую проволоку.

Французское плетение

Иначе эту технику называют «круговое плетение», суть ее заключается в постепенном нанизывании бусин вокруг основы. Для более подробного представления, можно взглянуть на схему, которая прикреплена ниже. С помощью этой техники лучше всего получаются лепестки, или листья.

Игольчатое плетение

Если вы хотите визуально представить данную технику, вам просто нужно взглянуть на ветку, например, елки. Игольчатое плетение на схеме выглядит словно змейка, нити постоянно возвращаются, образуя петли, которые в свою очередь создают своеобразную «щетку».

Объемное параллельное плетение

Один из наиболее простых методов плетения объемных фигурок. Если вы когда-нибудь занимались бисероплетением в детском кружке, вы точно делали фигурки животных в этой технике. Основа ее — параллельное закрепление нескольких рядов бусин, создающих объем.

Сетчатое плетение

Как становится понятно из названия, внешне эта техника напоминает сетку или решетку. Данный вид плетения часто используется при изготовлении елочных игрушек или пасхальных яиц (в общем, предметов круглой формы). Чем-то изделия в этой технике напоминают кружево, в котором часто повторяющимся элементом тоже является сетка.

Кирпичный стежок
Это тип плоского плетения, который в готовом варианте напоминает кирпичную кладку. Такое плотное плетение хорошо подходит для геометрических форм, а также фигур с хорошо очерченным контуром.

Существует также визуально очень похожее на кирпичный стежок мозаичное плетение, хотя техника создания такого рисунка сильно отличается. Если в первом варианте над одной бусиной сверху нанизывается еще две (получается что-то вроде треугольника), то в мозаичном плетении тот же рисунок находится как бы в вертикальном положении.

Монастырское плетение
Крестик — это понятие не только из вышивания, но и из бисероплетения. Крестиком можно плести объемные фигурки, а также плоские изображения, способ довольно прост, хотя и выглядит сложнее остальных.

Как самовыражаться в этом виде рукоделия?

С помощью бисера можно не только создавать миниатюрные фигурки и объемные композиции, отдельную нишу в бисероплетении занимает создание украшений, которые по своей детализированности и проработанности можно сравнить с настоящим ювелирным изделиям. А если вместе с бисером использовать драгоценные камни, внешний вид таких аксессуаров легко затмит любое, даже самое дорогое, золотое колье.

О том, почему бисероплетение так привлекательно для рукодельниц, мы поговорили с Юлией Самсоновой, жизнь которой неразрывно связана с этим удивительным материалом!

Впервые бисером я начала заниматься лет в 10, потому что испытала дикий восторг от самого вида этого чудесного материала в пакетике, который случайно нашла на дороге. Он стал моим «сокровищем» (цвет был жемчужно-зеленый), и мне всегда хотелось понять/увидеть/узнать, что же с ним можно сделать, как применить? Бабушка рассказала, что это бисер и его надо к чему-нибудь пришивать, потом я долго искала подходящую иглу, но так и не нашла (дома иглы все были слишком толстые).

Мама сжалилась, купила мне книгу про бисер, мы вместе нашли нужную леску, и я начала плести, сначала фенечки. Бисер на местном рынке был только китайский, но нам и того было достаточно. О том, что есть какой-то другой по качеству, мы тогда даже не подозревали. Мы, это я и моя подруга, которая присоединилась ко мне в этом увлечении… После школы мы шли за бисером, и, сэкономив на обеде карманные деньги, как наркоманки, ходили к тете Луизе за новым бисером!

Потихоньку круг подружек расширялся, и у нас появился целый клуб. Мы выходили со своими коробочками и плели во дворе, на улице. Многие приходили просто посмотреть, а нам нравилось плести и общаться. Причем всегда можно было быстренько собрать и поиграть во что-то более активное, когда собиралась подходящая компания: ввбивной, прятки, резиночки, казаки-разбойники, ну, кто помнит, тот поймет. Это был конец 90-ых…

Привлекательно в этом виде рукоделия для меня то, что мысли успокаиваются. Руки заняты, энергия течет как положено. Ну, это сейчас я могу сказать слово «энергия», тогда в детстве мне было все равно, как это называется. Просто могла часами сидеть за бисером…

Сегодня, как никогда востребована ручная работа. Люди ценят выражение собственной индивидуальности, кто-то хочет быть уникальным и неповторимым через такие вещи, а поскольку материальное положение граждан, по сравнению с теми же 90-ми выросло, то многие могут себе это позволить.

Ссылка на основную публикацию