Раскрой является самой главной частью в изготовлении изделия. Как в начале работы будет запущен процесс изготовления, такой и результат вы получите в итоге. От правильного раскроя зависит посадка изделия на фигуре и внешний вид самого изделия. Поэтому, процесс раскроя играет важную роль на начальном этапе изготовления всего изделия. Рекомендую прочитать полезную статью по разработке выкроек.
Первый этап раскроя – подбор инструментов
Второй этап – декатировка
Третий этап – проверка ткани на наличие дефектов
Четвертый этап> – определение лицевой стороны
Пятый этап – определение рисунка, ворса, оттенка
Шестой этап – расстилание ткани
Седьмой этап – раскладка деталей выкройки
Восьмой этап – обмеловка деталей выкройки
Девятый этап – припуски на швы
Десятый этап – раскрой деталей
Если ткань имеет значительную толщину или плотность, то вырезают детали в один слой ткани друг за другом. Это облегчить физическую нагрузку.
Пока! Желаю вам, удачи!
P.S. Я буду рада увидеть ваши комментарии!
Подписывайтесь на новости блога, чтобы не пропустить самое интересное.
С уважением, Мария Новикова.
Привет! Меня зовут Мария и я автор данной статьи.
Хватит быть серой мышкой, вступай в ряды модных и стильных! Не знаешь как? Я помогу тебе! Прямо сейчас, сделай заказ на персональную выкройку или консультацию по пошиву и раскрою одежды. В том числе консультацию по выбору ткани, фасона и собственного имиджа.
Подготовка ткани к раскрою
Инструменты для раскроя ткани:
1. Для раскроя ткани Вам понадобятся большие ножницы (они отличаются от канцелярских ножниц и продаются в специализированных магазинах)
2. Остро заточенные мыло и мел
3. Сантиметровая лента
4. Линейки и фигурные лекала
Подготовка ткани к раскрою
— Определите лицевую сторону ткани. Ткань обычно бывает сложена в рулоне вдвое. Шерстяные ткани сложены лицевой стороной внутрь, а шелковые – наружу. На кромке ткани проколы направлены с изнаночной на лицевую сторону ткани. Все ткацкие дефекты обычно бывают выведены на изнаночную сторону ткани. Рис. 1
— Осмотрите ткань на наличие дефектов. На лицевой поверхности ткани не должно быть: инородных волокон, коротких утолщений нитей, отсутствия одной или нескольких нитей основы или нитей утка, разно-оттеночности. Не должно быть дефектов в окраске ткани. Все обнаруженные дефекты отметьте мылом или мелом на изнаночной стороне ткани. Обратите внимание на них при раскрое. Рис. 2
— Декатирование. Некоторые ткани в процессе влажно-тепловой обработки (глажения), стирки подвержены усадке. Чтобы избежать этого, ткань нужно перед раскроем декатировать (провести влажно-тепловую обработку). Ткань утюжьте по направлению нитей основы, не растягивая. Нить основы направлена вдоль кромки ткани. При раскладке выкроек старайтесь избегать отклонения от направления нити основы. Иначе, готовое изделие может «закрутиться» на человеке.
— Определите направление ворса в ворсовых тканях (бархат, полубархат, вельвет). Ворс должен быть направлен снизу вверх. На ворсовых тканях с начесом (драп, байка и др.) ворс на изделии должен быть направлен сверху вниз. Если на ворсовой ткани имеется тисненный рисунок и он не имеет определенного направления ворса, то направление ворса в изделии может быть снизу вверх или сверху вниз. Определите визуально как Вам больше нравится. Рис. 3
— Определите направление рисунка. Если рисунок направлен в одну сторону, то раскладывать выкройки и раскраивать детали изделия следует в одном направлении. Исключение из правила — концепция модели.
— Если ткань гладкая, не имеет одностороннего рисунка, то детали выкройки можно раскладывать в разных направлениях, но направление нитей основы обязательно учитывается.
— На тканях в крупный горох середина переда и середина спинки должны проходить через центр гороха. Рис. 4
— На тканях с крупным рисунком выкройки раскладывайте так, чтобы середина полочки и спинки совпадала с серединой рисунка. Обратите внимание на его симметриченость!
— На тканях в клетку или полоску определите, симметричны клетки или полоски или несимметричны. Если несимметричны, то выкройки раскладывайте в одном направлении.
— На тканях в полоску выкройки раскладывайте так, чтобы середина полочки и спинки совпадала с серединой центральной полоски! Рис. 5
— На мелких деталях (клапаны и др.) полоски должны совпадать с полосками на основных деталях. Рис. 6
— Полоски должны располагаться симметрично на концах воротника, лацканах.
Раскладка выкроек на ткани.
— Раскраивать ткань лучше на большом столе. Ткань сложите вдвое, лицевой стороной внутрь, совместите кромки. Чтобы ткань не смещалась при раскрое, можно внутри контура деталей сколоть ее иголками.
— Выкройки раскладывайте на изнаночной стороне ткани, учитывая направление нитей основы.
— Сначала разложите на ткани крупные детали (полочку, спинку, рукава), затем мелкие детали (манжеты, воротники, пояс и др.). Добивайтесь экономной раскладки выкроек на ткани.
— К сгибу ткани помещайте детали, которые даны на выкройке в половинном размере. После выкраивания у Вас получиться цельная деталь.
Обмеловка деталей.
— Выкройки деталей приколите иголками к ткани и начинайте обмеловку.
— Сначала обведите длинные линии, потом короткие и овальные. Линии должны быть ровными. Можете воспользоваться линейками и лекалами, чтобы точно и ровно обвести линии.
— Гладкие, скользкие ткани (шелк, шифон и др.) могут при обмеловке и раскрое перекашиваться. Обязательно сколите их булавками. При обводке контуров деталей не нажимайте сильно на обмылок.
— После обмеловки контура деталей, наметьте на ткани расположение линий середины детали, линии полузаноса, место расположения первой петли, карманов, вытачек, складок.
— Еще раз проверьте правильность раскладки и обмеловки и только потом приступайте к раскрою ткани.
Раскрой ткани.
— После обмеловки деталей наметьте припуски на швы. Если у вас мало опыта, не очень хороший глазомер и вы не уверены, что сможете на всем протяжении среза на глазок задать нужную величину припуска на шов, отложите величину припусков на швы при помощи линейки или специального шаблона, который можете изготовить из картона. Наметьте величину припусков на ткани мелом или мылом.
— Раскраивайте ткань строго по припускам на швы! Не ошибитесь!
— Не забудьте, что при раскрое сыпучих тканей величину припусков на швы нужно увеличить!
Подготовка деталей к сметыванию.
— После раскроя деталей, перенесите все линии контура на симметричную деталь. Можно воспользоваться меловой доской и резцом. Это наиболее удобный способ. Можно также перевести линии с помощью копировальных стежков, а затем раздвинуть детали и разрезать их между деталями.
— На выкроенных деталях проложите вручную стежки по линиям середины переда и середины спинки, линиям груди, талии, бедер, расположения карманов.
— Расположение контрольных точек (середина горловины, середина воротника, контрольная рассечка на вершине оката для втачивания рукава в пройму) наметьте рассечками на припуске шва.
Данный материал познакомит учащихся с этапа подготовки ткани к раскрою различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани; научит учащихся наиболее экономному способу разложения деталей.
Конспект урока по технологии 7класса Диденко Е.Г.
Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскрой
Цель урока: ознакомить учащихся с этапами подготовки ткани к раскрою, расположению деталей бумажной выкройки на ткани; научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей;
развивать умения раскроя симметричных деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани; воспитывать эстетический вкус.
Наглядные пособия: детали выкройки, схема расположения деталей выкройки.
I. Организационный момент.
II. Актуализация ранее изученного
1 .Устный опрос учащихся
-Какие мерки нужно снять для построения чертежа ?
— Расскажите о правилах снятия мерок.
— Для чего делают прибавки?
— Из каких деталей состоит платье?
— Для чего снимают мерку Дст?
— Почему мерки обхватов записывают в половинном размере?
— Какие мерки записывают полностью?
2. Проверить правила техники безопасности при работе с острыми и режущими инструментами.
3 Работа по карточкам
III. Изучение нового материала
4.Сообщение темы и целей
- Подготовка ткани к раскрою.
- Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка. Определите лицевую сторону ткани. Ткань обычно бывает сложена в рулоне вдвое. Шерстяные ткани сложены лицевой стороной внутрь, а шелковые – наружу. На кромке ткани проколы направлены с изнаночной на лицевую сторону ткани. Все ткацкие дефекты обычно бывают выведены на изнаночную сторону ткани.
- Проверить дефекты. Осмотрите ткань на наличие дефектов. На лицевой поверхности ткани не должно быть: инородных волокон, коротких утолщений нитей, отсутствия одной или нескольких нитей основы или нитей утка, разно-оттеночности. Не должно быть дефектов в окраске ткани. Все обнаруженные дефекты отметьте мылом или мелом на изнаночной стороне ткани. Обратите внимание на них при раскрое. Рис. 2
- Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки .
Декатирование. Некоторые ткани в процессе влажно-тепловой обработки (глажения), стирки подвержены усадке. Чтобы избежать этого, ткань нужно перед раскроем декатировать (провести влажно-тепловую обработку). Ткань утюжьте по направлению нитей основы, не растягивая. Нить основы направлена вдоль кромки ткани. При раскладке выкроек старайтесь избегать отклонения от направления нити основы. Иначе, готовое изделие может «закрутиться» на человеке.
- Проутюжить ткань.
- Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.
- Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.
2. Раскладка деталей выкройки на ткани.
-Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.
-Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо, чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку.
-Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.
-Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.
-Линии, по которым будет проводиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мягким карандашом.
Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.
К первой примерке вырезать только крупные основные детали. Мелкие детали рекомендуется вырезать после внесенных уточнений.
IV. Контрольные вопросы.
Какие операции включает в себя подготовка ткани к раскрою?
Что нужно учитывать при раскладке выкроек на ткань?
V. Итоги уроков и оценка проделанной работы.
VI. Домашнее задание: записи в тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии, 5 класс Технология изготовления швейного изделия (фартука). Подготовка ткани к раскрою. Требования к раскрою.
Опубликовано «Когда работаешь творчески. Сборник уроков учителей Москвы и Смоленска: Учебно-методическое пособие. — Москва-Смоленск: ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учител.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой.
Урок посвящён подготовки ткани к раскрою: определению лицевой и изнаночной стороны, определению дефектов на ткани, определению рисунка. Как правильно раскладывать лекало на ткани. Основные припуски на.
Технологическая карта по технологии в 5 классе по теме: «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука ткани.»
Урок технологии по ФГОС 2 поколения по теме: » Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскдадка лекала фартука.» Формирует универсально-учебные действия, имеет практическую направленность.
Конспект урока «Подготовка ткани к раскрою,раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой деталей блузки».
Конспект урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для учащихся 8 класса .
Конспект урока «Подготовка ткани к раскрою и раскрой деталей кроя цельнокроеного платья».
Конспект урока по швейному делу для учащихся 8 класса специальной коррекционной) школы 8 вида .
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока. Тема урока Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и раскрой юбки по своей зарисовке.
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе Лисичкина Зинаида Александровна учитель высшей категории г. Ржев. МОУ СОШ №9 им .В.Т. Степанченко.Пре.
Прежде чем приступать к выполнению любого изделия, необходимо уточнить сколько потребуется на него ткани. Для этого необходимо знать свой рост и объем, а также силуэт изделия (облегающий, расширенный и т.д.), характер отделки (рюши, воланы и т.п.) и раппорт ткани.
Юбка . При ширине ткани 140 см (шерсть) на прямую юбку со шлицей или складкой – одна длина юбки плюс 3 см на подгиб (при условии, что по обхвату бедер фигура входит в эту ширину ткани с запасом не менее 10 – 12 см ).
Если юбка со складками – 2 длины юбки; плиссе – 2. 2,5 длины юбки (в зависимости от обхвата бедер).
Блузка . При ширине ткани 110 см (шелк) – 2 длины блузки плюс длина рукава, плюс 30 см на отделочные детали. Если блузка со складками или обхват груди более 100 см – 3 длины блузки плюс длина рукава, плюс 30 см на отделочные детали.
Пиджак . При ширине ткани 140 см (шерсть) – длина пиджака плюс длина рукава, плюс 50 см на дополнительные детали (подборта, воротник, карманы и т.д.). Если размер более 104 см – 1,5 длины пиджака плюс длина рукава плюс 50 см .
Платье . При ширине ткани 140 см , если обхват груди до 140 см и модель полуприлегающего силуэта без складок и т.п. – одна длина платья плюс длина рукава, плюс 30 см на дополнительные детали.
Брюки . При ширине ткани 140 см на классическую модель брюк средней ширины – длина брюк плюс 20 см на дополнительные детали (пояс, карманы, шлевки). Если брюки широкие или обхват бедер значительный – 2 длины брюк.
Настил ткани можно производить двумя способами: в сгиб и в разворот (рис. 1).
Чаще применяют первый способ, при котором ткань складывают по длине, лицевой стороной внутрь. Выкройки в этом случае выполняют на половину изделия (один рукав, половина спинки, половина полочки и т.д.). В этом случае выкройка деталей, имеющих неразрезную середину, нужно разместить так, чтобы она (середина) совместилась со сгибом ткани (перегибать ткань следует так, чтобы уложились выкраиваемые части изделия, тогда от ширины куска ткани останется полоска, которую можно использовать для других деталей).
Если ткань узкая (70 – 90 см ) или имеет сложный рисунок, требующий подгонки, ее расстилают во всю ширину и длину лицевой стороной вниз. В этом случае количество выкроек должно соответствовать числу деталей в изделии (два рукава, спинка и полочка в развернутом виде и т.д.).
Раскладка выкроек. При раскладке выкроек на ткани необходимо учитывать направление нитей основы, расположение рисунка и ворса.
Все детали выкройки раскладывают в долевом направлении (если в фасоне не предусмотрены изменения); при этом надо следить, совпадают ли намеченное на них направление нитей основы (как правило, стрелкой) с направлением долевых нитей на ткани. Измерив линейкой в нескольких местах расстояние от долевой нити на выкройке до кромки ткани нужно добиться, чтобы оно было одинаковым.
Определить направление долевых нитей на ткани можно: по кромке (они всегда идут в направлении кромки); при растяжении ткани вручную (нити основы менее растяжимы); при рассмотрении ткани «на просвет» (нити основы лежат более равномерно, на одинаковом расстоянии друг от друга).
Если ткань имеет крупный геометрический или цветной рисунок, нужно следить за тем, чтобы центры рисунка и середины деталей совмещались, а на правой и левой сторонах изделия рисунок располагался симметрично; лучше, если на открытых местах изделия (например, на полочке) рисунок не будет разрезан.
Рисунок может быть односторонним и разносторонним. В первом случае выкройки всех деталей кроя необходимо располагать в одном направлении. На тканях с разносторонним рисунком, а также гладкокрашенных или с мелким рисунком выкройки можно раскладывать в любом направлении.
На тканях с рисунком в полоску или клетку детали выкройки можно располагать в разных направлениях в соответствии с моделью. При этом необходимо следить за совпадением рисунка по швам соединения деталей: по краю бортов; на подбортах – по внешнему краю лацканов; на спинке со средним швом – по среднему шву; на мелких деталях (клапанах, накладных карманах, воротниках, хлястиках) – по верхнему и нижнему срезам. Кроме того, при широких полосках и крупной клетке середина полоски или клетки должна совпадать с серединой спинки, полочки и рукава.
Подгонка рисунка, как правило, требует дополнительного расхода ткани.
При раскрое ворсовых тканей выкройки необходимо располагать в одном направлении (во избежание разных оттенков деталей). В изделиях из длинноворсовых тканей (плюш, бархат, вельвет) ворс должен быть направлен снизу вверх (получается более глубокий тон). Коротковорсовые ткани (байка, фланель, замша и т.п.) раскраивают так, чтобы в готовом изделии ворс на всех деталях был направлен сверху вниз.
Раскладку на ткани нужно начинать с выкроек крупных деталей, а мелкие размещать в промежутках между крупными.
Готовые выкройки надо приколоть к ткани булавками (или прижать грузиками), обвести точно по контурам тонко заточенным мелом или кусочком сухого мыла. Определив величину припусков на швы и подгибы, провести вторые меловые линии. Затем мелом (рис. 2) перенести на ткань все линии и контрольные метки, имеющиеся на выкройках (вытачки, надсечки, карманы, складки и т.п.). Обводить выкройки мелом с лицевой стороны не следует, т.к. его трудно очистить. Затем выкройки снять и, если ткань скользящая и сложена вдвое, оба слоя скрепить булавками.
После обмеловки ткань разрезать по вторым меловым линиям, соответствующим контурам деталей с припусками на швы.
Раскрой лучше производить большими портновскими ножницами с фигурными ручками и лезвиями длиной от 18 до 30 см . Фигурные ручки и угол разворота лезвий позволяют разрезать ткань, не приподнимая ее над столом. Для обработки обрезным краев деталей, припусков на швы, обтачек и низа изделия, чтобы они не осыпались, можно использовать ножницы с зубчатыми лезвиями (зигзаг).
Когда детали вырезаны, все линии с одной обмеленной детали нужно перевести на другую парную сторону. Это можно сделать несколькими способами: скалывая булавки через 3 – 4 см оба слоя ткани по контурам выкройки и прокладывая мелом линии на нижнем слое ткани. Если меловые линии в этом случае обозначились нечетко, то следует проложить нитками стежки по булавкам (захватывая только один нижний слой ткани); с помощью копировальных стежков (рис.3). Этот способ рекомендуется при пошиве изделия из ворсовых, буклированных, шелковых тканей. После перевода всех обмеленных линий на деталях необходимо подготовить детали кроя к сметыванию.
1. Скупать все существующие инструменты для шитья
Мы не будем этого делать, обойдемся необходимым минимумом. Итак, нам понадобится:
2. Покупать ткань, не зная точного расхода
Чтобы понять, какое количество ткани нужно, начнем с построения выкройки – ее можно купить готовую или построить самостоятельно. Для этого нужно снять мерки с себя и построить базовую конструкцию. Она нужна для моделирования нашего изделия.
3. Не подгонять под свои параметры готовые выкройки
Базовая конструкция по ГОСТу при определенном объеме бедер имеет определенный объем груди и объем талии. Но мы-то все разные! Поэтому готовую выкройку нужно под себя подогнать.
4. Намечать контурные линии сразу на ткани, без использования выкроек
Не надо надеяться на то, что вы прямо на ткани нарисуете какую-то деталь, всегда нужно использовать выкройку. Можно использовать выкройку уже смоделированного изделия, где есть готовые детали на разные размеры, а также специальное описание, что делать, с чего начать и чем закончить. Если у вас фигура не стандартная, то придется подстраивать выкройку под себя. Поэтому оптимальный вариант – построение базовой конструкции в соответствии с собственными параметрами.
5. Покупать сразу дорогие ткани
На старте подойдут простые ткани – хлопок, лен, блузочная ткань
Не стоит покупать на начальном этапе дорогие ткани, ткани со сложным рисунком, направленным рисунком, в клетку. Начните с простых – хлопок, лен, блузочная ткань. Из них легко кроить, легко шить. Для юбки подойдет полушерстяная ткань – шерсть пополам с синтетикой.
6. Покупать ткань или материалы на изделия впритык
Не берите ткань впритык. Очень обидно, когда ткани не хватает. Есть определенные правила, как рассчитать количество ткани. Например, на блузку понадобится: длина изделия + длина рукава + 30-40 см; на юбку: длина юбки +30 см.
7. Не покупайте фурнитуру на глаз
Покупая ткань, не забудьте сразу купить фурнитуру – нитки, пуговицы, молнию и т.д. Не покупайте фурнитуру на глаз — всегда подбирайте под лоскут ткани.
8. Не декатировать материал
Декатировка – очень важная операция в изготовлении одежды, поскольку ткань любого состава имеет склонность к усадке. Для этого замачиваем отрез в теплой воде, а затем утюжим. Или просто утюжим с паром, после чего раскладываем на какой-то поверхности и даем отдохнуть, чтобы она полостью высохла и остыла. Готово, можно приступать к раскрою.
9. Не учитывать направление долевой нити при раскрое
Обязательно учитывайте направление долевой нити при раскрое
Долевая нить проходит вдоль кромки и это обязательно надо учитывать. Для правильной раскладки выкройки на ткани чаще всего приходится складывать ткань пополам лицевой стороной внутрь кромка к кромке и выкладывать детали выкройки в соответствии с направлением долевой нити. Не соблюдение этого правила приводит к тому, что изделие скручивается вокруг тела, неудобно в носке и плохо сидит.
10. Не откладывать припуски на швы
Прибавляйте припуски на швы и отмечайте точки совмещения
Не забывайте прибавлять припуски на соединение деталей изделия. Размер припусков зависит от типа ткани и способа обработки шва, в среднем это от 1 до 3 см по всему контуру. Кроме того, важно акцентировать внимание на всех точках совмещения деталей и отмечать их при раскрое.
11. Не проверять настройку на образцах перед пошивом
Швейную машину и оверлок обязательно нужно перед пошивом нового изделия настроить под конкретную ткань, отрегулировать натяжение нити и подобрать определенные иглы и нитки.
Раскрой является важнейшим этапом в процессе изготовления абсолютно любого текстильного изделия. От соблюдения правил раскроя зависит качество готового изделия, поэтому их необходимо знать и неукоснительно соблюдать.
Раскрой включает несколько этапов. Рассмотрим каждый из них.
1 этап. Подготовка инструментов
Раскрой производится при помощи специальных инструментов.
- портновский мел или мыло (обязательно остро заточенные),
- сантиметровая лента,
- закройные ножницы,
- линейка (желательно большая и с прямым углом),
- портновские лекала,
- английские булавки,
- грузы для выкроек,
- щётка для очистки ткани от следов мела.
2 этап. Декатировка ткани
Декатировка (утюжка ткани с паром) проводится для того, чтобы материал дал усадку. Если декатировку не произвести перед раскроем, материал сядет в процессе пошива изделия. Результат этого процесса может быть непредсказуемым, — детали могут деформироваться, измениться в линейных размерах. Всё это негативным образом скажется на качестве готового изделия, поэтому декатировкой пренебрегать нельзя.
Ткани из натуральных волокон рекомендуется постирать, высушить и затем проутюжить. Синтетические ткани достаточно проутюжить с паром.
Загрязнённые ткани тоже следует выстирать, высушить и отутюжить.
3 этап. Проверка качества ткани
И лицевую, и изнаночную стороны ткани следует тщательным образом просмотреть на наличие разных видов брака. Это могут быть непрокрасы, дыры, пятна, непроплетины и другие ткацкие дефекты. Материал желательно просмотреть в горизонтальном расправленном виде и на просвет.
Все выявленные недочёты следует обвести мелом на изнанке ткани, чтобы затем учесть их при раскрое.
4 этап. Выявление специфических особенностей ткани
Ткань может иметь ворс, блеск, оттеночность, направленный рисунок. Всё это важно учитывать при раскрое. В готовом изделии ворс ткани должен идти сверху вниз, рисунок — в одном направлении. Во избежание разнооттеночности, все детали будущего изделия надо выкраивать в одном направлении. Кроме того, следует также соблюдать и симметрию рисунка на парных деталях. Особенно это правило применимо к тканям в клетку.
5 этап. Настилание ткани
Для раскроя желательно использовать большой стол. Ткань возможно настилать 2 способами: всгиб и вразворот. В первом случае ткань складывают пополам по длине, лицевой стороной внутрь, уравнивая кромки. Во втором – ткань кладут на стол в развёрнутом виде лицевой стороной вниз.
Первый способ подходит для изделий с симметричной конструкцией, второй – с асимметричной.
6 этап. Раскладка лекал
Лекала раскладывают на ткани последовательно, сначала все крупные, затем между ними – все мелкие. При раскладке следует соблюдать направление нити основы, ворса, рисунка, оттеночность ткани. Детали, имеющие сгиб, целесообразно положить к сгибу ткани. Лекала, имеющие ровные вертикальные срезы (подборта, полочки, или спинки со средним швом) правильным будет расположить вдоль кромки ткани.
Разложенные лекала для удобства последующей обмеловки можно прижать небольшими грузами.
7 этап. Обмеловка деталей кроя
Обмеловка деталей кроя производится остро заточенным мелом, строго по контурам лекал, с нанесением всех контрольных меток и линий.
После того, как все лекала будут обмелены, их следует убрать, а ткань внутри контуров деталей заколоть булавками. Так слои ткани не сместятся в процессе раскроя, а сам крой получится симметричным.
Ко всем деталям изделия при помощи линейки дорисовывают припуски на обработку. Их ширина напрямую зависит от вида ткани и планируемой технологии обработки.
8 этап. Раскрой
Перед тем, как произвести раскрой, следует ещё раз проверить комплектность кроя, соответствие направлению долевой нити, проверить направление ворса, рисунка, оттеночность, ширину припусков на швы.
Только после проверки можно вырезать детали. Резать нужно по внешним контурам деталей, ограничивающим припуски на швы. Одновременно нужно проставлять контрольные знаки (рассечки), где это необходимо. Глубина рассечки не должна быть более 3 мм.
Ножницы в процессе раскроя должны идти по плоскости стола, и ни в коем случае не висеть в воздухе.
Соблюдение этих несложных, но очень важных правил раскроя позволит получить качественный крой, с которым будет легко и приятно работать.
Искусственный мех, мохер, бархат, вельвет, плюш — тканые (иногда трикотажные, то есть эластичные) материалы, поверхность которых покрыта более или менее длинным ворсом. Из тканей с коротким ворсом шить проще, чем из длинноворсовых — о последних мы и поговорим подробнее.
При раскладке выкроек на таких материалах всегда нужно учитывать направление ворса: все детали изделия выкраиваются в одном направлении, чтобы ворс на всем изделии был направлен сверху вниз. Независимо от вида ткани, обычно все строчки ведутся по направлению ворса — сверху вниз.
Исключение делают для бархата (велюра, бархата на джерси, вельвета, гладкого бархата): здесь можно использовать оба направления ткани. Если ворс будет направлен вниз, швы станут прочнее, поскольку будут согласованы с нитями утка. Если ворс будет направлен вверх, так ткань станет ярче, на ней будут видны красивые переливы.
По центру этой детали из вельвета провели рукой против ворса, чтобы стали видны ворсинки
Направление ткани
Ткани, выполненные из определенных материалов или имеющие определенный рисунок, называют «тканями с направлением». Это значит, что при шитье их можно располагать только в одном направлении. Вследствие этого на них нельзя раскладывать вверх ногами выкройки деталей. Возможности раскладки на таких материалах ограничены, поскольку все детали должны лежать в одном направлении. Если вы шьете из подобных тканей, вам понадобится больший метраж, и обрезков тоже будет больше.
- Универсальная игла
- Нитки из полиэстера
- Прямая строчка, зигзаг
- Универсальная лапка
Работа с искусственным мехом
Чем длиннее ворс на искусственном мехе, тем больше требуется предосторожностей. Выкраивайте детали с изнанки, используя роликовый нож или кончики ножниц: суть в том, чтобы разрезать основу, не повредив ворс. Нетронутый ворс позволит лучше замаскировать швы. Если резать всей длиной лезвий (как обычную ткань), вы порежете ворс.
Выкраивание детали из искусственного меха кончиками ножниц
Разрезав основу, осторожно отделите деталь, чтобы распутать ворсинки. Встряхните выкроенные детали. Когда детали будут готовы к сборке, подготовьте срезы, вдоль которых пройдут швы: причешите мех, чтобы отодвинуть ворсинки от линии будущего шва.
Возьмите универсальную иглу размера 80 или 90 и подходящие к ней нитки из полиэстера. Подготовьтесь к шитью, скрепив детали булавками лицом к лицу (ворс к ворсу). Всегда скалывайте детали от краев к центру.
Выберите прямую строчку (с длиной стежка 2,5 мм) и прострочите несколько миллиметров от края, отодвигая ворсинки внутрь детали с помощью вязальной спицы или палочки для еды.
Если результат вас не устраивает, используйте зигзаг шириной 4 мм: такой шов не образует резкий выступ на поверхности, а переход между ворсинками будет менее заметным. Универсальная (многофункциональная) прижимная лапка идеально подходит для такой работы.
Выполнение строчки на мехе с длинным ворсом
Как раздвинуть ворсинки?
Вязальная спица или деревянная палочка для еды — идеальные инструменты для раздвигания ворсинок на синтетических материалах. На них не образуется статическое электричество, и к ним не прилипают ворсинки.
Обработка края ткани с длинным ворсом
Обработка подгиба тесьмой изнутри, или фальшивая подгибка, даст наиболее удовлетворительный результат: край выглядит аккуратно, техника проста и не создает излишнюю толщину по краю. Для такой обработки можно использовать ленту из ткани или косую бейку.
Фото 1. Обработка края косой бейкой: сначала бейку притачивают лицом к лицу
Фото 2. Косую бейку отогнули на изнанку меха и пристрочили. Ее больше не видно с лицевой стороны меха, а край обработан
Окончательная отделка
Независимо от вида строчки, когда она будет готова, на лицевой стороне ткани булавкой вытащите ворсинки, попавшие в шов. Ворсинки на припусках на швы можно подрезать или даже сбрить, чтобы уменьшить толщину ткани.
Закончив работу над изделием, почистите швейную машину — ворсинки и волоски наверняка попали под игольную пластину. Снимите ее и почистите челночное устройство.